Ф.М. Достоевский, как и другие деятели науки и культуры, попавшие в пантеон героев национальной памяти, является местом ее консенсуса. В учебниках истории, как правило, получает оценку преимущественно творчество писателя, его талант к выражению проблем России и русского народа. В сетевых ресурсах же, наряду с такими характеристиками, встречаются подробные разборы публицистической деятельности писателя и его политических взглядов, с указанием их реакционности и ретроградства. При этом общая оценка вклада Ф.М. Достоевского в развитие отечественной культуры остается неизменной. В современной России проводится ряд мероприятий, поддерживающих память о великом писателе. Одно из значимых – ежегодный фестиваль «День Достоевского». Кроме того, интерес к личности писателя поддерживают экранизации произведений писателя, а также установка новых памятников. Многие из них установлены в 1990-2000-е годы (скульптуры в Санкт-Петербурге, Москве, Старой Руссе, Тобольске и др.). Примечательно, что Ф.М. Достоевскому устанавливается большое количество памятников за границей (Германия, Болгария, Эстония, Украина и др.).
Из собрания Третьяковской галереи.
Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Акунин Б. |
Азазель |
Акунин Б. Азазель. М.: Захаров, 2000. 242 с.
http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW /BAKUNIN/azazel.txt |
Детектив |
Россия, 19 в. |
|
Фабула |
События происходят с мая по сентябрь 1876 г. Главный герой, Эраст Петрович Фандорин, к началу повествования является письмодавателем в Сыскном управлении при московском обер-полицеймейстере, чиновником 14-го класса, 20-ти лет от роду. Год назад он осиротел, разорившийся отец не оставил ему наследства, и он, только кончив гимназию, начал работать. Его начальник, Ксаверий Феофилактович Грушин, следственный пристав, разрешает юноше заняться расследованием загадочного самоубийства студента-юриста, богатейшего наследника миллионного состояния. Юный следователь знакомится с другом самоубийцы студентом Ахтырцевым (Кирилл Пирогов), но едва в его руки попадают первые нити к расследованию преступления, как совершается попытка его убийства. Фандорин выходит на след таинственной организации «Азазель». Новый начальник, молодой и энергичный специальный следователь из Петербурга, «человек будущего», из разночинцев, Иван Францевич Бриллинг, разрешает Фандорину поехать в Англию, куда, возможно ведут нити организации. Одна из версий – союз нигилистов, готовящих революцию. В Лондоне, Фандорин обнаруживает у таинственной авантюристки Амалии Бежецкой списки высокопоставленных людей из разных стран. Его хотят убить, но он чудом спасается и приезжает в Россию, где Бриллинг, также оказавшийся членом организации, пытается избавиться от него, но погибает сам. В итоге Фандорин выходит на некую леди Эстер, хозяйку сети пансионов для детей, разбросанных по всему миру. В течение последних нескольких десятилетий ее воспитанники, в которых педагоги обнаруживали «заложенный талант», стали видными учеными, политиками и коммерсантами, работали во всех странах света. Параллельно в ходе подобной «мирной революции» производилось уничтожение людей, препятствующих, по мнению организации, развитию и процветанию человечества. В частности, на деньги самоубийцы, «никчемного прожигателя жизни», из начала книги, завещавшего все пансионам, планировалось воспитать «тысячи светлых голов». Фандорину, раскрывшему их, хотят стереть память, но он сбегает, а Экстер взрывает себя, однако впоследствии оказывается, что она выжила. Организация раскрыта, проводятся чистки по всему миру, награжденный и повышенный в звании Фандорин женится на дочери генерала, однако сразу после свадьбы его жену убивают, сам он остается жив. Из записки, принесенной курьером вместе с запакованной бомбой ясно, что злодеяние совершено организацией «Азазель». |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 19 в. |
Дореформенное чиновничество (сторонники консервативных взглядов), пореформенная экономика (развитие капитализма приводит к обогащению одних и обеднению других), нигилизм (закономерность его появления как реакции на разложение власти, но неимоверная и неоправданная жестокость), власть [правительство, чиновничество] (неативная оценка, резко критикуется обществом), масоны (опасны для существующего строя) |
Быстро развивающаяся пореформенная Россия являет собой нестабильное общество: консервативная чиновничья элита, сформировавшаяся в эпоху Николая I в новых условиях показывает свою нежизнеспособность, большинство образованной молодежи погружено в атмосферу нигилизма, правительство живет в постоянном ожидании социальных потрясений и внешнеполитических конфликтов. При этом III-е отделение, хотя и является реакционным органом, но при этом только оно на данном этапе олицетворяет защиту интересов государства. Полиция оберегает Россию от развала, борется с ее врагами, кем бы они не являлись. |
Мировая история, 19 в. |
Эпоха Александра II [ технический и научный прогресс, заговор, близость революции, войны] (Россия идет к катастрофе). |
Силы, стремящиеся к кардинальному изменению мироустройства, активно действуют не только в России, но и по всему миру. Для многих из них доминирующей является идея прогресса: технического, научного, нравственного. Они видят свою цель в создании счастливого общества под руководством «сверхлюдей», «цивилизаторов». Для осуществление этого «идеала» хороши все средства, вплоть до жестоких убийств. Подобные силы в России не возникают самостоятельно, а приходят в нее с Запада, противостоя отечественным нигилистам. |
Общая концепция |
Мир идет по пути прогресса, однако при этом на своем пути ему приходится приносить в жертву человеческие жизни, что делает его опасным. На одну из троп этого пути вступила Россия, возглавляемая некомпетентным правительством, раздираемая противоречиями между обществом и властью и подвергаемая сильными ударами извне. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Акунин Б. А. | Инь и Ян |
Акунин Б. Инь и Ян. М.: Захаров, 2007
Акунин Б. Инь и Ян. М.: Захаров, 2008[1] http://bookz.ru/dl2.php?id=18777&e=rtf&t=z&g=2&f=akuninboris07&a_id=1869 [1] выходные данные анализируемого издания |
Пьеса, детектив | Достоевский Ф. М. | Россия, 19 век |
Фабула | Действие происходит в 1882 году в подмосковной усадьбе покойного Сигизмунда Борецкого. В усадьбе кроме слуг собралась семья усопшего (братья Казимир и Станислав) племянники (Инга и Ян) для оглашения завещания. Согласно последней воле покойного все имущество отходит Инге, а некий таинственный веер переходит к Яну. Согласно завещанию передача веера должна проходить в присутствии Э. Фандорина . Однако Фандорин не успел прибыть из-за аврии, веер вручают без него и без него следует первое убийство с помощью – дяди Казимира, затем еще следуют убийства слуги Аркадия и доктора Диксона. Цель убийств – обладание бесценным веером, имеющим способность влиять на судьбу. Пьеса имеет две версии и две концовки. В белой версии виновным оказывается Ян, в черной версии – Инга. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 19 в. | Русское общество (сильны нигилистические настроения, цинизм), интеллигенция, дворянство (их социально-нравственное разложение), суд присяжных (народ был не готов к судебной реформе), русский народ (необразованная масса, роль которой в стране растет), Достоевский Ф. М. | Русское общество пореформенной эпохи находится в состоянии социальной трансформации: дворянство уступает место низшим сословиям, среди интеллигенции (в особенности) студенческой молодежи распространяются нигилистические настроения. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Булгаков М.А. | Белая гвардия |
Булгаков М.А. Белая гвардия: Роман. Спб., издательский дом «Азбука- Классика», 2008. 320с. |
Роман | Смута, Петр I, Емельян Пугачев, А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г., Октябрьская революция, А.С. Пушкин | Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | События разворачиваются в Киеве в конце 1918- начале 1919 г. Основные герои романа – братья Алексей и Николай Турбины, их сестра Елена. Семейство Турбиных и их окружение (муж Елены Тальберг, сосед Лисович, друзья семьи Машлаевский и Шервинский, дальний родственник Лариосик) оказываются захваченными бурными политическими и социальными событиями революционной эпохи, в ходе которой ведут себя по-разному. Расчетливый Тальберг предает Елену и бежит с немцами от Петлюры, Турбины же и большинство людей их круга пытаются оказать сопротивление нашествию беспощадных и безжалостных петлюровцев (Алексей при этом тяжело ранен), но безуспешно, будучи преданными гетманом и штабными офицерами; с каждым днем жизнь в Киеве становится все страшнее. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, русская интеллигенция | Русская культура [Пушкин, «Капитанская дочка», Л. Толстой, «Война и мир», Бунин, «Господин из Сан‑Франциско», Достоевский, Ломоносов, Надсон] (классическая русская литература лучше всего помогает охарактеризовать сложившуюся в стране ситуацию; русская классическая литература оказывала огромное влияние на формирование взглядов интеллигенции) | Русская интеллигенция живет в мире Пушкина и Достоевского, Толстого и Бунина, который рушится и который она хочет сохранить вместе с старым бытом. Однако большинство интеллигенции (в основном по взглядам социалистической) вместе со всей элитой общества бежит от реальной жизни, от народа, от борьбы и этот мир рушится под звериными ударами петлюровцев – обезумевших мужиков, прикрывающих свой грабеж и насилие идеологией украинского национализма. |
Россия, 18 в. | Петр I (великий государь), Полтавская битва 1709 г. (нелюбовь украинцев к Петру I, разбившему Мазепу под Полтавой), Мазепа (глубокие корни украинского национализма связанные с этим человеком), Пугачевщина (страх перед революционной ситуацией в стране, начало которому было положено ещё восстанием Пугачёва) | Уже в XVIII в. в России были беды, наносивший удар русскому государству – украинская «самостийность» и мужицкие бунты, беды актуальные и в начале ХХ в. |
Россия, 19 в. | Отечественная война, 1812 г. [Бородинская битва] (пример славы и гордости русского оружия) | XIX в. – время славы русского оружия, добытой под сенью самодержавной монархии, объединявшей отечество |
Россия, 20 в. | Первая мировая война (тяжелое испытание для народа), Революция (ужас революции, беспомощность и эгоизм интеллигенции, осознавшей спасительность самодержавия, только почувствовав результаты революции на собственном горьком опыте), Гражданская война (ужасное, жестокое время), НиколайII (император – символ монархии, который не имел права сложить с себя власть), Петлюра (явно отрицательный персонаж, которому был отдан Киев на растерзание), Родзянко (негативная оценка). | Начало ХХ века – время страшных испытаний: разрушение монархии, объединявшей Родину – император Николай II не имел права отрекаться. Россию ослабляют и внешние враги (занявшие двусмысленную позицию союзники и немцы) и внутренние – украинские националисты, петлюровцы, но главная опасность – большевики, которым не может противостоять старая безвольная элита и интеллигенция, приближается конец старой России. |
Общая концепция | Русское государство ведет историю с глубокой древности, будучи способным сохранять единство только под сенью самодержавной власти. С ее упразднением в общество приходит хаос и ужас апокалипсиса, старая элита без монарха оказывается неспособной защитить свой мир от массы, зараженной сепаратистскими, националистическими и коммунистическими идеями. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Пастернак Б. | Доктор Живаго |
Роман. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. 768 с. |
Роман | Иван Грозный, Смута, Емельян Пугачев, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Октябрьская революция, ВОВ | Россия, 16 в., Россия, 17 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | В центре романа – судьба основного героя книги –Юрия Андреевича Живаго. После смерти матери Юрий воспитывается в московской профессорской семье Громеко. С юных лет представители интеллигентной молодежи ─ Юрий, его сверстники и друзья (Гордон, Дудоров) мечтают о революции, об освобождении народа. Закончив университет по медицинскому факультету, Юрий женится на Антонине Александровне Громеко и начинает врачебную практику, одновременно все более увлекаясь литературными занятиями. Вскоре после начала I Мировой войны Юрия мобилизуют в качестве военного врача. На фронте Юрий встречает Ларису Федоровну Антипову (урожденную Гишар), которую он мельком видел и запомнил с довоенных времен – между ними зарождается чувство, которому не дано в тот момент развиться – оба они несвободны. На фронте Юрия застает Февральская революция и связанное с ней разложение армии, Юрий возвращается в Москву, где возобновляет работу в больнице. Октябрьский переворот, начавшаяся Гражданская война ставят семью Громеко-Живаго на грань выживания. Под давлением жены и тестя Юрий решается на переезд семьи на восточный Урал – в бывшее родовое имение деда жены Крюгера – Варыкино, близ города Юрятина, где семья оказывается под одной крышей с бывшим управляющим имением и народником Аверкием Степановичем Микулицыным. В Юрятине судьба вновь сталкивает Юрия с Ларой, муж которой, взяв фамилию Стрельников, является видным советским военным деятелем, полностью отдавшим себя революции и забывшим на время семью. Запутанный узел взаимоотношений Живаго-Антиповых неожиданно разрубается похищением доктора по приказу партизанского командира Ливерия Микулицына (сына Аверкия), который ведет действия против войск Колчака занявших близлежащие районы, и у которого в отряде не доктора. К моменту бегства Юрия из отряда (конец Гражданской войны) его семья уже вернулась в Москву, откуда в скором времени была выслана на Запад. В Вырыкино Юрия ждала Лара – они наконец сблизились и были короткое время счастливы. Однако, в скором времени появляется генерал Комаровский (давний обожатель и растлитель Лары), который увозит ее и Катю (дочь Антипова-Стрельникова), убедив Лару и Юрия, в том, что оставаться в Варыкино небезопасно – сначала они отправились на Дальний Восток, затем – в Монголию. Стрельников, которого по ложному обвинению теперь преследуют свои же Советы, возвращается в Вырыкино за женой и дочерью, но находит только Юрия и кончает жизнь самоубийством. В начале НЭПа Юрий возвращается в Москву, где ему помогает семья его бывшего дворника Маркела Щапова, дочь которого Марина вскоре становится новой незарегистрированный женой доктора. Сводный брат Юрия Евграф тем временем, пытается помочь Юрию в хлопотах по воссоединению с старой семьей. Здоровье Юрия не выдерживает испытаний - он умираетот легочного припадка в 1929 г. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Допетровская Русь |
[Аскольд, Олег] (значимые объекты исторического сознания), Иван Грозный (значимый объект исторической памяти, неизменно вызывающий интерес у исследователей), опричники (негативная оценка), Смутное время (период яркого проявления анархичных, разбойничьих традиций русского народа) |
Широта исторической памяти и интеллигенции и народа (устная традиция) |
Россия, 18 в. | Мазепа (для России является врагом), [Пугачев, Суворов] (значительные личности в русской истории, которые оказывают влияние на формирование исторической памяти) освоение Сибири (древняя русская каторга, место политической ссылки) | Широта исторической памяти и интеллигенции и народа (устная традиция) |
Россия, 19- нач. 20 в. |
Мир Русской литературы [Пушкин, Тургенев, Толстой, Чехов, Достоевский, Гоголь] (Классики русской литературы оказывали огромное влияние на формирование взглядов интеллигенции во второй половине XIX века); Николай II (слабый, безвольный государь), Милюков (знаковая фигура в политике нача XX века), цензура (следствие противоречий между интеллигенцией и властью), еврейский вопрос (антисемитизм характерен для России, однако стоит отметить отсутствие российского патриотизма у еврейского населения); русско-японская война 1904-05 гг. (стала поводом для народных выступлений, которые переросли в революцию 1905-07 гг.) Русская революция 1905-1907 гг., [Манифест 17 октября, Декабрьское вооруженное восстание] (стала следствием социальной дискриминации в царской России и тягот русско-японской войны), I Мировая война (одно из наиболее трагичных событий эпохи) Российская интеллигенция (радикальные настроения русской интеллгенции, её антиправительственные настроения) |
Российская интеллигенция, воспитанная в мире классической русской литературы, целью своей жизни видит служение народу: участие в просветительской и благотворительной деятельности, поиск идеальной модели социального устройства общественную борьбу. Основной задачей общественной борьбы интеллигенция видит освобождение народа от жутких условий жизни, эксплуатации, черносотенства, антисемитизма. Революция 1905-1907 гг. – важный шаг на этом пути, наиболее радикальной части интеллигенции – молодежи кажется необходимым и естественным принять участие в вооруженной борьбе народа. I Мировая война – время патриотического подъема интеллигенции, воспринимающей свое служение фронту как служение обществу, слабая и неадекватная власть в этих условиях вызывает у интеллигенции раздражение. |
Революция 1917 г., Гражданская война | Революция 1917 г., февраль (анархия в русском обществе после революции; интеллигенция – зритель, наблюдающий за происходящими в стране событиями); Революция 1917 г., октябрь (революция должна была освободить и спасти всю Россию и каждого гражданина в отдельности); Российская интеллигенция (отделённость русской интеллигенции от простого народа), Российский народ (оказался не так доволен революцией, как это представляли себе идеалисты – революционеры); СНК (образование СНК ассоциируется с началом торжества советской власти), большевики (подчеркивается самоотверженность большевиков), чиновничество (неэффективность и коррумпированность власти); Белая власть (использовала террор, организовывала погромы) | Революция была вызвана эксплуатацией народа, являлась итогом многолетней интеллигентской работы, но была спровоцирована несчастьями и кровью войны. Разрушавшая старый режим, революция выявляет пропасть между интеллигенцией и народом. Для интеллигенции – это крах прежнего комфортного уклада жизни, для народа – с одной стороны, лишения и несчастья, с другой – возможность реализации эгалитаристких помыслов, безнаказанного воплощения звериных инстинктов. Новая власть для народа плоха, но лучше старой, которую воплощает белое движение и беспощадный белый террор. Революция показывает слабость части российской интеллигенции, ее зависимость от внешних условий, то, что ее дореволюционное существование происходило за счет народа. Особенно видна эта слабость в сравнении с железными и самоотверженными большевиками, безжалостно подавляющих любую оппозицию (интеллигенция, крестьяне и т.п.). В то же время есть часть российской интеллигенции, которая физически не приемлет новый режим – которая либо эмигрирует из страны, либо обречена на вымирание. |
Советское время | Дальневосточная республика (марионеточный характер ДВР), НЭП (из-за политики государства предпринимательство нэпманов превращалось в спекуляцию), церковь (борьба советских властей с религией и духовенством), ГУЛАГ (страшная система сталинских репрессий), коллективизация (неудавшийся характер коллективизации); советская власть (карательный характер политики советской власти по отношению к гражданам, забюрактратизированность советской системы), старая интеллигенция (оскорбляла советскую власть самим существованием), молодежь (понимание молодёжью лишь только простых «новых» истин советского времени); ВОВ (патриотизм и сила советской нации в годы войны, к которым ее подготовили тяжелые предвоенные годы) | Внутренняя политика советской власти направлена на уничтожение остатков прежней жизни: старая интеллигенция изгоняется или «перековывается» в ГУЛАГе, крестьянство коллективизируется, старые революционеры уничтожаются, религиозные традиции изживаются, духовенство преследуется. В этих условиях любые послабления обществу (НЭП) оборачиваются фальшью, коллективизация оборачивается трагедией и массовыми репрессиями. Но в эту эпоху прекращается действие старых причин исторического движения и формируется новый сильный народ, способный победить в Великой Отечественной войне. |
Общая концепция | Несправедливость положения русского народа осознавалась русской интеллигенцией, которая в XIX-начале ХХв. вела активную деятельность направленную на свержение самодержавия, итогом которой стала революция 1917 г. Однако, эта революция уничтожила старый интеллигентский мир, разрушив жизни многих его представителей. Тем не менее, жестокое уничтожение старого мира позволило начать создание нового народа – более сильного, победившего во Второй мировой войне. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Гранин Д. | Зубр | Гранин Д. Зубр // Гранин Д. Зубр: Романы. М.: Эксмо, 2005. С.23-320 | Роман-исследование | Иван Грозный, Смута, Петр I, Екатерина II, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, ВОВ | |
Фабула | В основе романа – биография Н.В. Тимофеева-Ресовского – выдающегося российского биолога. Тимофеев-Ресовский родился в дворянской интеллигентной семье, придерживавшийся левых взглядов. Поступив у в университет накануне революции, примкнул к ее сторонникам, воевал в Гражданскую в Красной армии. После Гражданской войны вернулся к учебе в Московском университете (у проф. Кольцова), начал научную деятельность. В 1927 г. уехал в Германию, где стал одним из основных организаторов советско-германского исследовательского института. В условиях репрессии 30-х гг и лысенковщины не решался вернуться в СССР несмотря на многочисленные призывы к этому со стороны власти. В 1940-е гг. помогал сопротивлению в Германии. В 1945 г. был интернирован в СССР, ложно осужден за связь с гитлеровцами прошел лагерь и шарашку, освободился в начале Оттепели, продолжал активную научную деятельность, боролся с лысенковщиной, бюрократизмом советской науки. Скончался в 1980 г. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, допетровская Русь | Иван Грозный (значимый объект исторической памяти), Малюта Скуратов (отрицательный персонаж русской истории), Михаил Романов (символ наступившего после анархии порядка) Аввакум (почитаемый персонаж русской истории) | Корни русской жизни уходят в Московскую Русь, от которой ведут происхождение российские традиции организации общества и культуры, отношения к миру, формируется элита общества – российское дворянство |
Россия, 18 в. | Петр I (великий государственный деятель, который старался развивать все сферы жизни империи), Крашенинников (верный птенец гнезда Петрова), Бирон (бироновщина – время немецкого засилья, характеризующееся борьбой с богатым наследием оставленным Петром), Екатерина II (продолжатель великих дел Петра Первого), | Российская дворянская элита патриотична, активно участвует в строительстве российской державы, борется с засильем иностранцев в XVIII в.(бироновщиной) |
Россия, 19 – начало 20 в. | Александр I (значимый объект исторической памяти), Николай I (значимый объект исторической памяти), Декабристы (историческое явление, о котором должны помнить все русские люди), Отечественная война 1812 г. (продемонстрировала мощь народного духа, народную смекалку), Революция 1905-1907 гг. (была поддержана интеллигенцией, желавшей справедливого социального устройства) Распутин (лжепророк и лжецелитель), российская интеллигенция (радикальные антиправительственные настроения российской интеллигенции), русская литература [Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Горький, Достоевский, Толстой, Тургенев, Чехов, Мензбир, Кольцов, Северцев, Лебедев] (мир русской литературы оказывал оказывал огромное влияние на формирование мировоззрения интеллигенции во второй половине XIX – начале XX вв.) |
В XIX в. происходит становление великой русской культуры – литературы, науки, философии – основным делателем которого выступает патриотичная и европейски образованная российская дворянская элита. Благодаря ее творческой деятельности развивается и расширяется государство, в обществе утверждаются представления о чести, нравственные ценности. Нравственный мир русской интеллигенции вступает в конфликт с самодержавием, которое угнетет народ в социальном и религиозном отношении, в результате русская интеллигенция решительно встает на революционные позиции, борется с антисемитизмом и черносотенством власти. Отражением общего уровня выдающегося «русского мира» и «русской культуры» XIX-XX вв. стал подъем русской науки конца XIX- ХХ века, имевший поистине мировое значение. |
Россия, советское время |
Гражданская война (противоречивость этого периода жизни страны; истинные патриоты страны были за красных, потому, что союз белых с иностранными интервентами казался неприемлемым), Красная Армия (опора революции), российская интеллигенция (оказалась в очень сложном маьтериальном положении, но при этом лучшая её часть не гнушалась зарабатывать на жизнь обычной пролетарской работой) Советская власть (давала новые возможности науке), Наука конца 20-х -40х гг., [Кольцов, Деборин, Вавилов, Слепиков, Римский-Косаков, Муралов, Ленин, Луначарский, Шимкевич, Догель, Кольцов, Насонов, Максимов, Райнов, Филипченко, Левитский, Слепиков, Чижевский] (Противоречивый характер эпохи, в которой ценность научного труда обесценилась, но лучшая бескорыстная интеллигентная молодежь считая это нормальным, зарабатывая деньги пролетарской работой, все равно шла в науку, не пытаясь делать иную карьеру) Наука конца 20-х -40х гг., 50-60е гг., [лысенковщина, Капица, Ландау, Тамм, Хрущев, Берия, Баранов, Дубинин, Рапопорт, Полянский, Александров, Жербак, Лебедев, Сабинин, Завадовский] (Идеологические гонения н науку, репрессии против ученых в сталинское время Лысенковщина, разгром генетики) советско-германские отношения в 1920-е гг. (сближение СССР с Германией), договор о ненападении 1939 г. (загадочность советского пакта с Гитлером для советских людей, ученых), ВОВ (вероломность нападения фашистов на СССР, героизм советских воинов), Сталинградская битва (героизм советских воинов под Сталинградом), Оттепель, 1956 г. (в начале «оттепели» общество стало оживать, освобождаться от страхов эпохи сталинизма, наследие которого, впрочем, по-прежнему продолжало довлеть над сознанием людей, которые еще боялись свободно себя вести, говорить) 1960-е -80-е гг., советская наука (деградация послевоенной науки, оторванность её от общества) |
Эпоха Революции, военного коммунизма, Гражданской войны, НЭПа, военного коммунизма – недостаточно изучена, равно как и роль в ней интеллигенции. Очевидно, однако, что интеллигенция в своей массе поддержала красных, за них были истинные патриоты страны, которым союз белых с иностранными интервентами казался неприемлемым. Вообще советская власть открывала перед русской культурой и наукой новые возможности. Интеллектуальная и творческая жизнь столицы в конце 10-х в 20-е гг. процветала; хотя в материальном отношении интеллигенция бедствовала, но для ее лучших представителей никакой труд не считался зазорным. При том, что материальная ценность научного труда резко упала, лучшая бескорыстная интеллигентная молодежь считая это нормальным, зарабатывая деньги на жизнь пролетарской работой, все равно шла в науку, не пытаясь делать иную карьеру. Советская власть поощряла это движение молодежи – наука была не бюрократизирована, в ней царила высокоморальная атмосфера свободного творчества, советская власть активно привлекала к работе и выдающихся буржуазных специалистов. Ситуация в стране начинает меняться с конца 20-х гг., когда начинаются идеологические гонения на науку, репрессии против ученых, лысенковщина. Но и в этих тяжелых условиях великие русские ученые проявляют смелость, патриотизм, принципиальность. В начале «оттепели» общество стало освобождаться от страхов эпохи сталинизма, наследие которого, впрочем, по-прежнему продолжало довлеть над сознанием людей, которые еще боялись свободно себя вести, говорить. И все же с оттепелью была связана общая творческая атмосфера конца 50-х – начала 60-х гг., вера в научно-технический прогресс, в всепобеждающую силу научного знания. Несмотря на свое живительное значение, годы оттепели не остановили общего процесса деградации советской науки, которой связан с ее бюрократизацией, с карьеризмом и социальной безответственностью ученых, оторванностью российской науки от мировой. |
Российская эмиграция |
Эмигранты [Сорокин, Бердяев, Франк, Шестов, Лосский, Степун, Шмелев, Зайцев, Бунин, Алданов, Тэффи, Бахметьев, Сикорский, Тимошенко, Чекрыгин, Ларионов, Чехонин, Судейкин, Ипатьев, Гамов] (за границей после революции оказались выдающиеся деятели русской культуры, внесшие огромный вклад в европейскую науку и культуру, в советской России о них знали мало). Политика советской власти по отношению к эмигрантам, высылка 1922 г. (продуманность и до известной степени оправданность ленинской высылки интеллигентов-идеалистов из Советской России в 1922г., добровольный характер высылки). |
За границей после революции оказались выдающиеся деятели русской культуры, внесшие огромный вклад в европейскую науку и культуру, в советской России о них знали мало. В какой-то степени и в их отношении советская власть проявила заботу, организовав добровольную высылку интеллигентов-идеалистов из Советской России в 1922г. |
Общая концепция | Россия являет особый социальный и культурный организм со своими неповторимыми традициями, вносящий огромный вклад в мировую цивилизацию и культуру. Носителем особых культурных ценностей, свойственных русскому миру, являлась российская дворянская интеллигенция, которая служила России несколько столетий и достигла вершины своего духовного, интеллектуального и нравственного развития в начале XX в. Интеллигенция поддержала новую власть, которая открыла для русской науки и культуры новые горизонты. Значительная часть интеллигенции, однако, после революции оказалась в изгнании, изолированной от России. Начиная с конца 20-х гг. XX века начинаются систематические репрессии советской власти против интеллигенции и науке, начинается ее прогрессирующая нравственная и интеллектуальная деградация. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Солженицын А.И. | В круге первом |
Солженицын А. В круге первом: Роман. М.: Изд. Эксмо, 2006 (Красная книга русской прозы). 768 с. |
Роман | Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Л.Н. Толстой, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ | Россия, 13 в., Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | В основе сюжета – история, рассказывающая о попытке советского дипломата, высокопоставленного чиновника МИД Иннокентия Володина предотвратить передачу советским агентам в Америке секрета ядерной бомбы. Роман начинается с телефонного звонка Володина в Американское посольство и завершается его арестом. Арест стал возможным благодаря определению голоса Володина, которое было проведено в подмосковной «шарашке», занимающейся проблемами секретной телефонии. Отталкиваясь от этой сюжетной линии роман дает комплексную картину жизни разных страт советского общества (высшее руководство страны – Сталин, Абакумов, Поскребышев), чиновничья и писательская номенклатура (семья Макарыгиных, прокурор Славута, писатель Галахов, замаинистра Селивановский, инженер-полковник Яконов и др.), чекистов (Шикин, Мышин, Шустерман, Наделашин, Климентьев и др). Все персонажи, принадлежащие к этим группам, отрицательные, либо по своей природе, либо потому, что их такой сделала система. Представители других групп общества в большинстве случаев положительные – основные – арестанты- обитатели Шарашки – Рубин, Нержин, Сологодин, Хоробов, Спиридон, Герасимович, Челнов, Потапов и др. Хотя и среди них есть исключения – доносчики (такие как Стельмах) и бывшие гебисты (такие как Мамурин). |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Допетровская Русь |
Кн.Игорь Святославович, поход 1185 г. (известный исторический сюжет) Церковь (роль в истории страны неоднозначна), Татаро-монгольское иго (страшное бедствие, которое церковь смогла использовать для собственной выгоды), Александр Невский (символ борьбы, святости и благородства), Иван Грозный (жестокий палач), Андрей Курбский (диссидент, противостоял деспоту) |
Россия имеет древнюю и богатую историю –историю героев (кн.Игорь, Александр Невский, кн.Курбский) и диктаторов (Грозный). Дух русской культуры и религиозности – ведущий положительный фактор, татаро-монгольское иго, политиканство русской церкви, тиранство самодержавия – негативные факторы, влияющие на историю страны. |
Россия, 18 в. |
Петр I (жестокий тиран, его реформы важны, но являлись неумелым подражанием Европе), Екатерина Великая (жестокая правительница, стремившаяся к укреплению своей власти), Пугачев (борец с тиранией) |
Реформы Петра носили противоречивый характер, поскольку являлись отходом от русских национальных традиций, хотя с и открывали дорогу просвещенному веку Екатерины, который тоже неоднозначен (эпоха народного – Пугачевского бунта) |
Россия 19- начало 20 в. |
Пушкин (властитель дум потомков), Толстой (великий писатель, здраво мыслил, искренний), Горький (отрицательная оценка творчества и взглядов), Декабристы (к ним отнеслись гуманно), [народники, с-д, эсеры] (стремились разрушить стабильно развивавшуюся страну), I Мировая война (тяжелое испытание, ослабившее страну и приведшее к революции), Николай II (слабый, безвольный монарх), революция 1917 г. (февраль – революция, октябрьская – переворот), установление советской власти (обман народа ради достижения своих фанатичных целей), большевики [Свердлов, Ленин, Карелин, Дыбенко] (негодяи, фанатики, подлецы и убийцы), |
Эпоха XIX-начала ХХ в. – счастливое время в истории России, к 1910-м гг. социальное и духовное развитие общества достигло высшей точки. В XIX –начале ХХ в. русской интеллигенцией создается великая русская культура. Идейная основа этой культуры – тема русского народа, его просвещения и освобождения, отсюда возникновение революционного движения и поддержка его интеллигенцией. Власть при этом относилась к этому тоже интеллигентно, т.е. гуманно, репрессии были мягкие. В результате режим, раскаченный десятилетиями революционной борьбы и подточенный тяготами I Мировой войны пал в ходе февральской революции. Однако, власть не перешла народу – ее обманом и путем заговора захватили большевики. |
Россия в советское время |
Ленин (безжалостный циничный фанатик), Октябрьская революция, 1917 г. (торжество негодяев-большевиков, начало бедствий для России), большевики [Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Томский, Рыков, Куйбышев, Горький, Фрунзе, Буденный, Крупская, Преображенский, Серебряков, Ярославский, Крестинский, Ягода, Ежов, Орджоникидзе, Лысенко] (негодяи, враги России, уничтожавшие все лучшее в ней, недалекие и извращенно жестокие), НЭП (предвоенное, лучшее время в советской истории), внутрипартийная борьба (грызня пауков в банке за власть), политические процессы 30-х гг. (лидеры большевиков пытались загрызть друг друга), Политический режим (диктатура, тоталитаризм, доносы и шпионаж – основа сталинского режима), культ личности (навязывался повсеместно), Советская власть (характерная черта – обман и лицемерие), Репрессии [ГПУ, МГБ, ГУЛАГ, СМЕРШ, цензура, шарашка, чекисты, борьба с космополитизмом] (надуманность политических процессов, жестокость сталинского полицейского режима), советское чиновничество (торжество бюрократии, страха за свою шкуру), церковь (подвергалась жесточайшим гонениям), Сталин (карьерист, жестокий расчетливый себялюбец, грабитель и убийца, дорвавшийся до власти), ВОВ (трагедия для народа, ряд ошибок Сталина), Советская культура [наука, образование, театр, литература, создание ядерной бомбы] (все было подчинено пропаганде интересов власти и ее возвеличивания, не могла развиваться в условиях жесточайшей цензуры), Советская интеллигенция (неприятие советской власти, лицемерия и раболепства перед Сталиным) |
После победы большевистской власти Сталин шаг за шагом устанавливает режим личной диктатуры в правящей партии, используя слабости других большевистских лидеров и саму атмосферу, которая возникла в стране после Гражданской войны. Становление сталинского режима неразрывно связана с началом политических процессов в стране, свертыванием НЭПа, коллективизацией. В условиях сталинского режима происходит дальнейшая деградация России: ее культуры, ее народа, ее элиты. Сталинский режим (важную роль в котором и грает сама зловещая личность диктатора) представляет собой тоталитарное общество, пропитанное ложью в котором отсутствует место для свободы человека. Школьное и вузовское образование ставят целью не передачу знаний, а идеологическое воспитание советского человека, которому на протяжении всей жизни государство промывает мозги (прессой, политучебой и т.п.). Для контроля над жизнью человека существуют различные инструменты – ГПУ (МГБ), партия, профсоюзы и др. Основой сталинского политического режима является всеобщая система шпионажа и доносов, в духе которой воспитывается и молодое поколение. В этих условиях политическая элита давно подвержена моральной деградации, искусство и литература обслуживают идеологию, церковь прославляет власть. Режим потребительски относится к населению – миллионы людей содержаться в лагерях, в ходе Великой отечественной войны режим пошел на многочисленные бессмысленные жертвы, народ спас страну, но ее потерял, поскольку режим еще более укрепился, в стране активно идет подготовка к новому 1937 г. Сталинский режим агрессивен и на внешнеполитической арене: широко практикуются убийства оппонентов режима за рубежом, проводятся чистки в коммунистических партиях подконтрольных государств, подвергаются анафеме отступники в рядах социалистического лагеря, но, главное, режим готовится к развязыванию новой войны, целью которой является мировое господство, для этого ему жизненно необходимо обладание ядерным оружием. Единственная оппозиция режиму – это советская, русская интеллигенция, воспитанная на гуманистических традициях русской классической литературы, не приемлющая основных методов сталинской политики. Внутри интеллигенции идет напряженная духовная жизнь – споры о путях развития страны, в этих спорах рождается понимание необходимости сопротивления режиму, поисков путей его уничтожения. Постепенно и по разному от слов люди переходят к действиям. |
Общая концепция | Россия имеет древнюю и великую историю, в ней сильны и стремление элиты к духовной свободе и традиции рабства по отношению к государству. Революция 1917 г. – была итогом деятельности русской интеллигенции, стремящейся к большей свободе, но страна оказалась к ней не готова – власть захватили темные силы – большевики. Тоталитарная власть большевиков в эпоху сталинской диктатуры привела к порабощению народа, деградации нации, но духовные искания советской интеллигенции создают основу для начала новой борьбы за свободу. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Булгаков М.А. | Мастер и Маргарита |
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Спб., издательский дом «Азбука- классика», 2008. 416 с. |
Роман | Смута, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский | Россия, 17 в., Россия, 19 в. |
Фабула | Советскую Москву конца 20-х ─ 30-х гг. посещает дьявол (под именем артиста Воланда) со свитой (Коровьев, Бегемот и др.). Посещение дьявола сопровождается сверхъестественными и необъяснимыми событиями, начиная с предсказания о смерти критика Берлиоза (на квартире которого Воланд и поселился), таинственным перемещением директора Лиходеева (соседа Берлиоза) в Ялту, чудесами, устроенными свитой Воланда в Варьете и пр. Мелкие чиновники от театра и литературы (Лиходеев, Варенуха, Римский. Семплеяров, Бенгальский и пр.) издевательски беспомощны перед этой новой силой, которая не считается с правилами привычного и формального уклада советского общежития. Эти персонажи представлены автором в негативно-ироничном свете. Однако, Воланд и его свита встречают людей, которые не вписываются в общий строй советской литературной и обыденной жизни – это Мастер и его любовница Маргарита. Мастер – автор правдивого романа о Понтии Пилате, предавшем Иисуса Христа – атеистической официозной советской критикой роман был отвергнут, мастер его сжег, а вскоре последовало еще одно несчастье – по доносу он был неожиданно арестован, лишен крова и единственным его прибежищем в обществе оказался сумасшедший дом. Его избранница - Маргарита – жена советского «специалиста, сделавшего открытие государственного значения» и принадлежащего к номенклатурной элите. После исчезновения Мастера она готова отдать все ради встречи с ним и ради спасения писателя и его романа. Воланд находит, что во всей Москве Маргарита – лучшая кандидатура для того, чтобы стать хозяйкой Его бала и, ради любви к Мастеру, Маргарита соглашается. После бала следует награда – Воланд дарует Маргарите и Мастеру покой и счастье после смерти, роман Мастера завершается, душа Понтия Пилата получает прощение… |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Допетровская Русь |
[Опричнина] Малюта Скуратов (значимый исторический персонаж, за свою жестокость заслуживает резко отрицательной оценки), [Смутное время] Лжедмитрий (значимый объект исторической памяти, символ самозванства) |
Примечательно, что из всех грешников в аду на балу в Москве сталинской эпохи – лицо, которое вытесняет все остальные – лицо Малюты Скуратова, одного из предводителей Опричного войска. |
Россия, 19 – начало 20 в. |
Пушкин (намного более знаменит, чем его стихи), Гоголь (классика русской литературы, велико значение), Лермонтов (объект всенародного изучения), Достоевский (его произведения бессмертны). |
Мир русской культуры создан великими литераторами XIX в. |
Советское время |
Политический режим: Цензура (препятствует развитию культуры, допускает только восхваление советского строя), антирелигиозная пропаганда (отрицательно сказывается на духовно-нравственных ценностях), [НКВД], репрессии (активно используются властью, страх народа, обыденность ареста), советское чиновничество (свойственен бюрократизм, поиск личной выгоды), Общество [социальная психология, общественные ценности, бытовой уклад, коммунальные квартиры, товары потребления, общественное питание] (контроль государства, неудовлетворительное имущественное и финансовое положение людей, развито доносительство, зреющее недовольство системой) Литература [литературные критики] (литература заменена политической пропагандой). |
В советском обществе действуют жесткие правила организации творческой и обыденной жизни. Так, в советском обществе тяжек коммунальный быт, общепит; при советском режиме нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, нельзя свободно владеть валютой, в стране действует система распределения благ, от которой основная масса населения отстранена (единственный способ надеть качественную вещь для простого москвича – получить ее в подарок от Сатаны), но главное ─ человек ограничен рамками господствующей атеистической идеологии, цензурой, бюрократией, постоянным контролем со стороны «органов», которые проводят массовые аресты. Все это создает ситуацию, когда серые, безликие, но конформистские личности оказываются востребованными обществом, а яркие личности оказываются им отвергнутыми. В то же время не только творческие люди, но и широкая масса начинает чувствовать несправедливость угнетающей ее системы… |
Общая концепция | Идеалы великой русской культуры XIX в. оказываются в советском обществе утерянными вместе с потерей веры в Бога. Новое поколение литераторов живет в условиях новой опричнины, когда свободное творчество невозможно по крайней мере без союза с дьяволом. Надежда в том, что россияне не поменялись – хотя их «испортил квартирный вопрос», являющийся олицетворением советской полицейско-бюрократической системы, недовольство которой зреет в массе. |
А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, Николай II, Отечественная война 1812 г., Петр I, Ф.М. Достоевский, М.И. Кутузов
В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная войны, Смута, Александр Невский, М.И. Кутузов
Петр I, М.В.Ломоносов, Александр II, Е.И. Пугачев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г.
Екатерина II, М.И. Кутузов, Петр I, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Смута, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Николай II, Л.Н. Толстой, А.В. Суворов.
М.И. Кутузов, Александр Невский, Смута, Октябрьская революция, Иван Грозный, Николай II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.В. Сталин, А.В. Суворов, Великая Отечественная война.
В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута.
Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Сайт http://russiahistory.ru представляет собой просветительский проект, основанный в 2013 году и посвящённый истории России. На главной странице сайта представлена схема, посредством которой осуществляется навигация по сайту. Сайт содержит следующие основные рубрики: Классические лекции, библиотека, эпохи, Российский исторический словник, фото и иллюстрации. Каждая из рубрик подразделяется на ряд более узкоспециальных составляющих. Самые обширные рубрики: Библиотека, Фото и иллюстрации. Строго научным данный проект назвать нельзя. Наряду с работами профессиональных историков на портале рамещены работы Э. Радзинского. Информация на сайте предствалена в текстовом и визуальном форматах. Цветовая гамма исполнения - бело-голубые тона. Благодаря большому количеству таблиц и схем по истории, сайт может быть полезен школьникам и студентам.
Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Сайт создан рабочей группой вологодских историков. Основное наполнение сайта - материалы, относящиеся к истории России из академической "Всемирной истории" в 10 тамх (М., 1955-1965). Среди интересующих нас объектов исторической памяти присутствуют следующие: Пушкин А. С., Александр Невский, Ленин В. И., Екатерина II, Сталин И. В., Толстой Л. Н., Ломоносов М. В., Кутузов М. И., Отечественная война 1812 г., Достоевский Ф. М.
Ежегодный литературный праздник, проходящий летом в Санкт-Петербурге (сайт мероприятия)