Расширенный поиск

Показаны записи 1-15 из 324.

1612 (2007 г.)

Режиссер: Владимир Хотиненко
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Смута
Основной объект: XVII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Ключевые слова: 1612, Смута, фильм

18-14 (2007 г.)

Режиссер: Андрес Пуустусмаа
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: А.С. Пушкин
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: А.С. Пушкин, Горчаков, Пущин, фильм

1812: Уланская баллада (2012 г.)

Режиссер: Олег Фесенко
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: XVIII в., XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Ключевые слова: 1812: Уланская баллада, М.И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., фильм

А зори здесь тихие (1972 г.)

Автор: Борис Львович Васильев
Режиссер: Станислав Иосифович Ростоцкий
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Великая Отечественная война
Основной объект: XX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Карелия, 1942 год. Отряд девушек-зенитчиц под руководством старшины Федота Евграфовича Васкова вступает в бой с отрядом немецких диверсантов. Ценой собственных жизней девушкам удаётся обезвредить противника.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, подвиг, женщины на войне, героизм, память

А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года (1911 г.)

А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года
Художник: Илья Ефимович Репин
Ссылка: http://i-repin.ru
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: А.С. Пушкин
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, Репин, живопись

А.С.: секретная миссия

А.С.: секретная миссия
Автор: Бушков А.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Смута, Петр I, А.С. Пушкин, Екатерина II, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Бушков А. А.С.: секретная миссия

Бушков А.А. А.С. Секретная миссия. М: ОЛМА Медиа групп. 608 с. 

Детектив Иван Грозный, Петр I, Смута, Екатерина II, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин Россия, 16 в., Россия, 17 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в.
Фабула Главный герой романа Александр Сергеевич Пушкин – поэт, сотрудник III Отделения Е.И.В. Канцелярии, ее специального отдела – Секретной экспедиции, призванной бороться с нечистой силой. Действие романа развивается сначала в Праге, затем в Риме, завершается в Петербурге. Основной задачей Пушкина является обезвредить тайные силы, которые совершают преступления, оживляя статуи и превращая их в орудия убийства. В Европе Пушкин сотрудничает с представителями дружественных структур Пруссии (граф фон Тарловски) и Австрии (барон Алоизиус фон Кольбиц), которые вместе с Россией составляют международную структуру «Союз трех черных орлов», борющийся с черной магией. Идя по следу темных сил, три товарища поочередно справляются с их агентами (чертями и памятниками), а также посредниками-людьми (Ключкарев, Гаррах, Руджиери и др.), в частности, они убивают легендарного Голема, ожившего в Праге. Однако, в ходе этой борьбы соратники Пушкина гибнут, а он отправляется в Петербург, где вместе с другими агентами 3-го отделения (кн. Вяземский, Красовский, Дуббельт и пр.), а также с американским писателем Э.По уничтожает еще нескольких монстров – восставшего из гроба Байрона и джинние Катарину. Но самое главное, ценой собственной жизни Пушкин спасает императора Николая I от статуи кондотьера, попытавшейся убить государя (по наущению англичанина Гордона) в Летнем саду. Чтобы объяснить смерть Пушкина III Отделение решило выдать ее за дуэль. 

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, Культурное развитие Скульптура, архитектура, культурные реформы Петра (Петр Великий вывел Россию из культурной отсталости) Россия в культурном отношении страна отсталая, дорогу к европейской культуре открыл ей Петр Великий.

Россия, 15-16 в.

Россия, 16-17 в.
Иван Грозный (препятствовал культурному развитию России), Смутное время, опричнина ( одни из самых бурных событий истории), Петр I (вывел Россию из культурной отсталости, но при этом очень жесток) Уже в эпоху Ивана III, Ивана IV, в XVIIв. в России существовало «книжное знание», но поддерживать и сохранять его было сложно в виду испытаний опричниной, Смутным временем, бурным и переломным царствованием ПетраI
Россия, 18 в. Петр I, окружение Петра [Абрам Ганнибал, Яков Брюс, Александр Меншиков] (великие, но порочные люди), Анна Иоанновна (незначительная роль в истории), Елизавета Петровна (незначительная роль в истории), Екатерина II (утверждала едоноличный режим в стране), Потемкин (великий политик)  Петр Великий осуществляя реформы собрал вокруг себя выдающихся, но порочных людей (таких как Брюс или Меншиков). Ему наследовали не очень умные Анна и Елизавета, затем на престол взошла Екатерина (а рядом был Потемкин), которая вела истинно государственную политику, опиравшуюся на Тайную канцелярию
Россия, 19 в. А.С.Пушкин [к биографии] (его значение как поэта преувеличено) Война 1812 г. [Бородино] (предмет национальной гордости), III Отделение [Бенкендорф] (жестоко расправлялось с врагами режима, не для порядочных честных людей), Николай I (человек практичного, но недалекого ума, хотя  и трезво оценивающий реальную ситуацию в стране), Российское общество, дворянство, мировоззрение (развита коррупция, распространение в обществе материалистических идей, вольнодумства, противопоставление дворянства народу, высокие принципы дворянской чести), Российский народ, быт (отсталость от Европы) Россия в начале XIX в. несмотря на свою мощь (победы 1812 г.) является в социально-бытовом плане отсталым государством, российское дворянство погрязло в вольнодумстве и материализме, на страже страны (которую возглавляет недалекий монарх Николай I) стоит III Отделение во главе с гр. Бенкендорфом Е.И.В. Выдающиеся дворяне, которые там служат не считаю свою работу зазорной, но в российском обществе в целом на этот счет существуют другие мнения, поскольку эта работа не согласуется с принципами дворянской чести.
Общая концепция Россия имеет древнюю культуру развитие которой было замедлено в связи с многочисленными испытаниями, на европейскую дорогу ее вывел Петр, однако Россия страна по-прежнему отсталая, ее основной опорой является монархическая власть и охраняющее ее III Отделение Е.И.В. Канцелярии – политическая полиция.

 

Ключевые слова: Иван Грозный, Петр I, Смута, Екатерина II, Отечественная война 1812 г., Пушкин А.С.

Адмирал (2008 г.)

Режиссер: Андрей Кравчук
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Николай II, Октябрьская революция
Основной объект: XX в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: Адмирал, Николай II, фильм

Адъютанты любви (2005 г.)

Режиссер: Игорь Ветров, Дмитрий Магонов, Михаил Мокеев
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: А.В. Суворов, М.И. Кутузов
Основной объект: XVIII в., XIX в.
Ключевые слова: Адъютанты любви, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, сериал

Азазель (1998 г.)

Азазель
Автор: Б. Акунин
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Ф.М. Достоевский
Основной объект: XIX в.
Концепция: радикально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти

Акунин Б.

Азазель

Акунин Б. Азазель. М.: Захаров, 2000. 242 с.

 

http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW /BAKUNIN/azazel.txt

Детектив

Ф.М. Достоевский

Россия, 19 в.

Фабула

События происходят с мая по сентябрь 1876 г. Главный герой, Эраст Петрович Фандорин, к началу повествования является письмодавателем в Сыскном управлении при московском обер-полицеймейстере, чиновником 14-го класса, 20-ти лет от роду. Год назад он осиротел, разорившийся отец не оставил ему наследства, и он, только кончив гимназию, начал работать. Его начальник, Ксаверий Феофилактович Грушин, следственный пристав, разрешает юноше заняться расследованием загадочного самоубийства студента-юриста, богатейшего наследника миллионного состояния. Юный следователь знакомится с другом самоубийцы студентом Ахтырцевым (Кирилл Пирогов), но едва в его руки попадают первые нити к расследованию преступления, как совершается попытка его убийства. Фандорин выходит на след таинственной организации «Азазель». Новый начальник, молодой и энергичный специальный следователь из Петербурга, «человек будущего», из разночинцев, Иван Францевич Бриллинг, разрешает Фандорину поехать в Англию, куда, возможно ведут нити организации. Одна из версий – союз нигилистов, готовящих революцию. В Лондоне, Фандорин обнаруживает у таинственной авантюристки Амалии Бежецкой списки высокопоставленных людей из разных стран. Его хотят убить, но он чудом спасается и приезжает в Россию, где Бриллинг, также оказавшийся членом организации, пытается избавиться от него, но погибает сам. В итоге Фандорин выходит на некую леди Эстер, хозяйку сети пансионов для детей, разбросанных по всему миру. В течение последних нескольких десятилетий ее воспитанники, в которых педагоги обнаруживали «заложенный талант», стали видными учеными, политиками и коммерсантами, работали во всех странах света. Параллельно в ходе подобной «мирной революции» производилось уничтожение людей, препятствующих, по мнению организации, развитию и процветанию человечества. В частности, на деньги самоубийцы, «никчемного прожигателя жизни», из начала книги, завещавшего все пансионам, планировалось воспитать «тысячи светлых голов». Фандорину, раскрывшему их, хотят стереть память, но он сбегает, а Экстер взрывает себя, однако впоследствии оказывается, что она выжила. Организация раскрыта, проводятся чистки по всему миру, награжденный и повышенный в звании Фандорин женится на дочери генерала, однако сразу после свадьбы его жену убивают, сам он остается жив. Из записки, принесенной курьером вместе с запакованной бомбой ясно, что злодеяние совершено организацией «Азазель».

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция

Россия, 19 в.

Дореформенное чиновничество (сторонники консервативных взглядов), пореформенная экономика (развитие капитализма приводит к обогащению одних и обеднению других), нигилизм (закономерность его появления как реакции на разложение власти, но неимоверная и неоправданная жестокость), власть [правительство,  чиновничество] (неативная оценка, резко критикуется обществом), масоны (опасны для существующего строя)

Быстро развивающаяся пореформенная Россия являет собой нестабильное общество: консервативная чиновничья элита, сформировавшаяся в эпоху Николая I в новых условиях показывает свою нежизнеспособность, большинство образованной молодежи погружено в атмосферу нигилизма, правительство живет в постоянном ожидании социальных потрясений и внешнеполитических конфликтов. При этом III-е отделение, хотя и является реакционным органом, но при этом только оно на данном этапе олицетворяет защиту интересов государства. Полиция оберегает Россию от развала, борется с ее врагами, кем бы они не являлись.

Мировая история, 19 в.

Эпоха Александра II [ технический и научный прогресс, заговор, близость революции, войны] (Россия идет к катастрофе).

Силы, стремящиеся к кардинальному изменению мироустройства, активно действуют не только в России, но и по всему миру. Для многих из них доминирующей является идея прогресса: технического, научного, нравственного. Они видят свою цель в создании счастливого общества под руководством «сверхлюдей», «цивилизаторов». Для осуществление этого «идеала» хороши все средства, вплоть до жестоких убийств. Подобные силы в России не возникают самостоятельно, а приходят в нее с Запада, противостоя отечественным нигилистам.

Общая концепция

Мир идет по пути прогресса, однако при этом на своем пути ему приходится приносить в жертву человеческие жизни, что делает его опасным. На одну из троп этого пути вступила Россия, возглавляемая некомпетентным правительством, раздираемая противоречиями между обществом и властью и подвергаемая сильными ударами извне.

Ключевые слова: Акунин, Азазель, детектив, Россия, 19 в., Ф.М. Достоевский

Александр Невский (1942 г.)

Александр Невский
Художник: Павел Дмитриевич Корин
Ссылка: https://aria-art.ru
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Александр Невский
Основной объект: XIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Из собрания Третьяковской галереи.

Ключевые слова: Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище, живопись

Александр Невский. Икона

Александр Невский. Икона
Художник: Боровиковский Владимир Лукич
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Александр Невский
Основной объект: XIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Начало XIX века. Из собраний Третьяковской галереи.

Ключевые слова: Александр Невский, В.Л.Боровиковский, живопись

Александр. Невская битва (2008 г.)

Режиссер: Игорь Калёнов
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр Невский
Основной объект: XIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Ключевые слова: Александр. Невская битва, Александр Невский, фильм

Апостол (2008 г.)

Режиссер: Геннадий Сидоров, Николай Лебедев, Юрий Мороз
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Великая Отечественная война
Основной объект: XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание: Ключевые слова: Апостол, Великая Отечественная война, сериал

Архипелаг ГУЛАГ (1967 г.)

Архипелаг ГУЛАГ
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, А.С. Пушкин, Екатерина II, Николай II, Александр II, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт художественного исследования: В 3 т. М.: Вагриус, 2008.

Т 1: Ч. 1-2.- 592 с. (Усл. печ. Л. 31,1. Тираж 5000).

Т. 2: Ч. 3-4.- 640 с. (Усл. Печ. Л. 33,6. тираж 5000).

Т. 3: Ч. 5-7.- 688 с. (Усл. Печ. Л. 36,12. Тираж 5000)

Документально-художественная эпопея. Иван Грозный, СмутаПетр I, Отечественная война 1812 г.А.С. Пушкин, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ  
Фабула

Книга посвящена истории репрессий, проводимых в годы Советской власти с 1918 по 1956 гг. Автор выступает не только в качестве исследователя, но и является непосредственной жертвой репрессивного аппарата эпохи сталинизма. Помимо собственных впечатлений автор использует обширный объем свидетельств и исторических исследований. ГУЛАГ в глазах писателя – некое государство в государстве со своими законами, нравами и психологией, во многом чуждыми «нормальному» миру, но при этом иногда более закономерными.

Помимо описания жизни в сталинских лагерях, Солженицын рассуждает об истории России, чудовищных изменениях в стране после 1917 г., о причинах той катастрофы, которая обрушилась на страну в 20-50-е гг. и привела к гибели наиболее умной и прогрессивной части общества. Также автор пишет о нравственно-религиозном аспекте происходившего и происходящего в России, о гибельности лицемерной и антигуманной коммунистической идеологии для страны, о торжестве негодяев и подлецов. Весь Советский период истории характеризуется автором резко отрицательно.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
История России до октября 1917 г. Татаро-монгольское нашествие (тяжкое испытание для народа), Иван Грозный (жестокий деспот, укреплявший свою власть), Смутное время (голод, страшное испытание для народа), Петр Первый (деспот, тиран), Екатерина Вторая (достаточно мудрый и либеральный правитель, хотя в случае угрозы своей власти могла пойти на репрессии), Пушкин (величайший поэт России), Александр Второй (значимость его реформ для развития России велика, однако он не смог довести их до конца), Отмена крепостного права 1861 г. (была нужна не крестьянам, а либералам), Столыпин (талантливейший реформатор, истинный патриот, жертва придворных интриг), Николай Второй (добрый, но слабый правитель, поэтому не смог защитить Россию от зла большевизма), Первая Мировая война (несмотря на все тяготы, у России были силы победить в ней), Февральская революция 1917 г. (непонятная и противоречивая, стала предвестником катастрофы).

На протяжении всей своей истории русский народ терпел немалые бедствия. В 13 веке тяжелым грузом на народные плечи легло татаро-монгольское иго. После свержения ига народ всю последующую историю значительно «давился» самовластными правителями, среди которых можно выделить жестокого Ивана Грозного. В безвластье начала 17 в., в период Смутного времени, на страну обрушился страшный голод, унесший жизни множества людей.

Через полтора века сравнимой жестокостью отличался Петр Первый: он сурово расправлялся с раскольниками, несмотря на гибель множества людей, строил для нужд империи каналы и города, вел кровопролитные войны. Правившая в конце 18 в. Екатерина Вторая была более мягким властителем, хотя и могла посадить в крепость без суда (Новикова).

Начиная с 19 в. жизнь простого крестьянства была вполне сносной. В Отечественную войну 1812 г. народ не подвергался какой-либо повышенной эксплуатации или репрессиям. Крестьяне жили сыто, поэтому отмена крепостного права, состоявшаяся в 1861 г. под давлением либералов, плохо разбиравшихся в жизни реалиях страны, не была им особо нужна. Проводивший реформу Александр Второй был едва ли не лучшим правителем России, провел целый ряд реформ, имевших позитивное значение для развития страны. При этом монарх отличался мягким нравом и не сумел справиться с ростом революционного движения. Подобной же мягкостью отличался и последний Романов, Николай Второй, безвольный и слабохарактерный. Александр и Николай стали жертвами террора из-за того, что не умели быть жестокими суровыми с бунтовщиками. К ним можно прибавить и видного деятеля начала XX в. П.А. Столыпина, не являвшегося угнетателем, а также ставшего жертвой революционера. Деятельность таких людей, как Столыпин, позволяла России развиваться и процветать даже в Первую Мировую войну. Но ей на смену пришла непонятная и противоречивая Февральская революция, ставшая тревожным знаком перед приближающейся катастрофой октября 1917 г.
История России после октября 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. (главная трагедия в истории России), Гражданская война (развязана большевиками с целью уничтожения подлинно русских сил), Ленин (жестокий фанатик, который не остановится ни перед чем на пути к своему антирусскому идеалу), Сталин (жестокий, коварный правитель, возможно был агентом охранки, проводил бездарную и исключительно кровавую политику), ВОВ (подвиг народа, но одновременно продолжение расправы Сталина со своими врагами и продолжение репрессий в отношении население; можно понять, почему многие воевали против Красной армии), Жуков (главный военачальник ВОВ), Хрущев (лишь незначительно ослабил гнет сталинского режима, в основном все осталось по-прежнему).

Октябрьская революция является главной трагедией в истории России. Злодеяния прежних монархов оказываются никчемными в сравнении с жестоким и беспощадным красным террором. Начало ему было положено сразу после октября 1917 г. Создание мощного репрессивного аппарата – это еще дело Ленина, которое его приемник, Сталин, довел до высшей точки. Репрессивная машина начала работать в полную силу уже в развязанную большевиками кровопролитную Гражданскую войну. В ходе нее было уничтожено множество поистине выдающихся деятелей России.

В последующие годы степени жестокости и бесчинства власти все более и более повышались. Народ морили голодом во времена коллективизации, Сталин безжалостно расправлялся с любым намеком на инакомыслие, миллионы невиновных отправлялись в тюрьмы ГУЛАГа. Даже в Великой Отечественной войне, и без того нанесшей сильнейший удар по стране, государственная репрессивная машина продолжала действовать, сгнаивая в лагерях доблестных защитников страны. Кроме этого, безграмотное командование стало причиной ненужной гибели миллионов солдат. Ненависть к режиму была настолько сильной, что многие начинали воевать против Красной армии, и они достойны не презрения, а уважения, так как захотели скинуть с себя рабские цепи.

Современникам казалось, что с приходом после смерти Сталина к власти Хрущева ситуация поменяется, но все осталось по-прежнему: могут посадить ни за что, чудовищные условия жизни за колючей проволокой, народ бесправен и беззащитен перед своеволием власти, даже внешне мало отличающейся от прежней.
Общая концепция

Несмотря на все тяготы и невзгоды, до 20 в. жизнь в России была вполне сытой и счастливой. Конечно же, случались периодические бесчинства и несправедливость власти, нашествия иноземцев, кровопролитные войны. Однако силы неписаных нравственных законов, во многом сформулированных и утвержденных в сознании народа христианством, хватало для предотвращения краха России. Все изменилось в 1917 г. с приходом к власти большевиков.

Советская власть является ничем иным, как убийцей настоящей России. Все ее действия всегда были направлены против народа и страны. Октябрьский переворот повернул дотоле процветающее государство вспять, навстречу варварству и средневековой жестокости. В наибольшей степени это проявилось в организации ГУЛАГа, системы лагерей, где в нечеловеческих условиях трудятся миллионы заключенных, являющихся бесплатной рабочей силой для Сталина и его приспешников.

 

Ключевые слова: Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Отечественная война 1812 г. А.С. Пушкин, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ

Аты-баты, шли солдаты… (1976 г.)

Режиссер: Леонид Фёдорович Быков
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Великая Отечественная война
Основной объект: XX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Фильм рассказывает о боях за станцию Подбедня весной 1944 года и о почтении памяти тех, кто пал в том бою их потомками в марте 1974 года. 

Ключевые слова: Великая Отечественная война, память, подвиг, героизм, преемственность