Е.И. Пугачев

Е.И. Пугачев

Емельян Пугачев является конфликтным объектом национальной памяти главным образом по причине того, что в рамках государственно-социальной концепции, господствовавшей при трактовке исторических событий в советский период, он являлся безусловным местом позитивного консенсуса национальной памяти. В то же время в дореволюционный период в построениях государственной исторической политики его место было определено также предельно точно – бунтовщик и государственный преступник. В постсоветский период две эти позиции получили равное право на существование, следствием которого стало создание двух, противоположных друг другу исторических образов. Следует отметить, что в российских учебниках истории постсоветского периода создан скорее позитивный образ Е.И. Пугачева, продемонстрирована его поддержка со стороны народных масс. Любопытно, что проведенные нами социологические опросы демонстрируют противоположные результаты – Е.И. Пугачева чаще относят к числу людей, оказавших негативное влияние на ход русской истории. Это обстоятельство еще раз демонстрирует конфликтность Е.И. Пугачева как объекта национальной памяти.

Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева (1774 г.)

Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Е.И. Пугачев
Основной объект: XVIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Из собрания "Ростовского кремля".

Ключевые слова: Е.И. Пугачев, живопись

Суд Пугачева (1875 г.)

Суд Пугачева
Художник: Перов Василий Григорьевич
Ссылка: https://www.tretyakovgallery.ru
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Е.И. Пугачев
Основной объект: XVIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Из фондов Государственного исторического музея.

Ключевые слова: Е.И.Пугачев, В.Г.Перов, живопись

Вечная Россия (1988 г.)

Вечная Россия
Художник: Глазунов И.С.
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.

Ключевые слова: Глазунов, живопись, картина, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин

Екатерина. Самозванцы (2019 г.)

Режиссер: Дмитрий Иосифов
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов
Основной объект: XVIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Третий сезон сериала "Екатерина".

Ключевые слова: Самозванцы, Екатерина II, Екатерина Великая, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, сериал

Русский бунт (1999 г.)

Режиссер: Александр Прошкин
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: А.С. Пушкин, Екатерина II, Е.И. Пугачев
Основной объект: XVIII в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: Русский бунт, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Екатерина II, Екатерина Великая, Капитанская дочка, фильм

Мушкетёры Екатерины (2007 г.)

Режиссер: Алексей Карелин
Ссылка: https://www.kinopoisk.ru
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Екатерина II, Е.И. Пугачев
Основной объект: XVIII в.
Концепция: национально-либеральная
Описание: Ключевые слова: Мушкетёры Екатерины, Е.И. Пугачев, Екатерина II, сериал

Екатерина Великая (2019 г.)

Режиссер: Филип Мартин
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов
Основной объект: XVIII в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: Екатерина II, А.В. Суворов, сериал, Е.И. Пугачев

История России: 10 класс: учебник (2013 г.)

История России: 10 класс: учебник
Автор: Журавлева О.Н.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, Петр I, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Концепция: национально-либеральная
Описание: Ключевые слова: Отечественная война 1812 г., А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, Екатерина II, А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Петр I, В.И.Ленин, Иван Грозный, Журавлева, учебник, Александр Невский, Смута

История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса (1998 г.)

История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса
Автор: Юрганов А.Л., Кацва Л.А.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание: Ключевые слова: Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Иван Грозный, Петр I, Смута, учебник, Юрганов, Кацва

История России, конец XVII-XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений (2014 г.)

История России, конец XVII-XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений
Автор: Буганов В.И.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVIII в., XIX в., XX в.
Описание: Ключевые слова: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, Николай II, Отечественная война 1812 г., Петр I, Ф.М. Достоевский, М.И. Кутузов, Буганов, Учебник

История России : С древнейших времен до наших дней : Учебник (1999 г.)

История России : С древнейших времен до наших дней : Учебник
Автор: Орлов А.С.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание: Ключевые слова: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., Орлов, Учебник, Великая Отечественная войны, Смута, Александр Невский, М.И. Кутузов

История России : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : углубленный уровень. Ч.2. XVIII – XIX века. (2015 г.)

История России : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : углубленный уровень. Ч.2. XVIII – XIX века.
Автор: Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Петр I, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, Александр II, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVIII в., XIX в.
Описание: Ключевые слова: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Петр I, М.В.Ломоносов, Александр II, Е.И. Пугачев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, учебник

История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М., 2008. (2008 г.)

История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М., 2008.
Автор: Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И.  Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута. 

Ключевые слова: А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута

История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. М., 2014. (2014 г.)

История. Россия в XVII – XVIII вв. 7 класс. М., 2014.
Автор: Данилов А. А.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов
Основной объект: XVII в., XVIII в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Учебник А. А. Данилова для 7 класса общеобразовательных школ посвящен истории России XVII-XVIII вв, написан с госудрсвенно-патриаотических позиций. Основные объекты памяти здесь Петр I, Екатерина II, Смута, Пугачёв Е. И., Ломоносов М. В.

Ключевые слова: Петр I, Екатерина II, Смута, Пугачёв Е. И., Ломоносов М. В.

Социологический опрос "Карта памяти современного российского общества" (2020 г.)

Социологический опрос "Карта памяти современного российского общества"
Тип источника: Социологические опросы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Описание:

Сайт "История России до 1917 г." (2013 г.)

Сайт "История России до 1917 г."
Ссылка: http://russiahistory.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, Е.И. Пугачев, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в.
Концепция: государственно-социальная
Описание:

Сайт http://russiahistory.ru представляет собой просветительский проект, основанный в 2013 году и посвящённый истории России. На главной странице сайта представлена схема, посредством которой осуществляется навигация по сайту. Сайт содержит следующие основные рубрики: Классические лекции, библиотека, эпохи, Российский исторический словник, фото и иллюстрации. Каждая из рубрик подразделяется на ряд более узкоспециальных составляющих. Самые обширные рубрики: Библиотека, Фото и иллюстрации. Строго научным данный проект назвать нельзя. Наряду с работами профессиональных историков на портале рамещены работы Э. Радзинского. Информация на сайте предствалена в текстовом и визуальном форматах. Цветовая гамма исполнения - бело-голубые тона. Благодаря большому количеству таблиц и схем по истории, сайт может быть полезен школьникам и студентам.

Ключевые слова: Александр Невский, Дмитрий Донской,

Сайт "История России и мировая история"

Сайт "История России и мировая история"
Ссылка: https://www.istmira.com
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.

Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.

Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.

Ключевые слова: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский, Сетевые ресурсы

Википедия (2001 г.)

Википедия
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Описание:

"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов. 

Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.

Ключевые слова: Википедия, сетевой ресурс, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский

Российская империя (2005 г.)

Российская империя
Ссылка: https://www.rusempire.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Александр Невский, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Екатерина II, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II
Основной объект: XIII в., XVI в., XIX в., XX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Несмотря на свое название ресурс "Российская империя" охватывает своим содержанием также период доимперской России и советского государства. На сайте помимо обширных статей (часть из них - выдержки из учебных пособий или энциклопедий) также размещена обширная коллекция фотографий, видео. На сайте есть вспомогательные разделы, посвященные наградам, орденам, военным конфликтам, исторической хронологии и т.д.

Локальные объекты: Александр Невский, Александр II, Екатерина II, Петр I, И.В.Сталин, Николай II, В.И.Ленин, Е.И.Пугачев.

Ключевые слова: Александр Невский, Александр II, Екатерина II, Петр I, И.В.Сталин, Николай II, В.И.Ленин, Е.И.Пугачев, сетевой ресурс

Сайт "История России" (2021 г.)

Сайт "История России"
Ссылка: https://history.com.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Екатерина II, Николай II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: XIII в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание:

Сайт "История России" (https://history.com.ru) позиционирует себя как портал об истории России от Древней Руси до Российской Федерации. Он исполнен в бело-черных тонах с элементами желтого с красным. Ресурс разделен на такие основне блоки, как "Киевская Русь", "Удельная Русь", "Русское царство", "Российская Империя", "СССР" и "Россия". Каждый раздел содержит статьи о событиях и личностях конкретной эпохи и сопровождается красочными иллюстрациями. Сайт предоставляет возможность удобного поиска по материалам.

Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Е.И. Пугачев, Екатерина II, Николай II, Октябрьская революция, И.В. Сталин, Отечественная война 1812 года, Петр I, М.И. Кутузов.

Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.

Ключевые слова: А.В. Суворов, Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Е.И. Пугачев, Екатерина II, Николай II, Октябрьская революция, И.В. Сталин, Отечественная война 1812 года, Петр I, М.И. Кутузов, Сетевые ресурсы

Памятник Е.И. Пугачеву (1985 г.)

Памятник Е.И. Пугачеву
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Монументальная скульптура
Локальный объект памяти: Е.И. Пугачев
Основной объект: XVIII в.
Концепция: государственно-социальная
Описание:

Памятник находится в г. Саранске

Ключевые слова: Е.И. Пугачев, монументальная скульптура, памятник

Капитанская дочка (1836 г.)

Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Смута, Екатерина II, Е.И. Пугачев
Основной объект: XVII в., XVIII в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Пушкин А.С. Капитанская дочка Пушкин А.С. Капитанская дочка. М., АСТ: Астрель, 2007. 199 с. Повесть Смута, Емельян Пугачев, Екатерина II Россия, 17 в., Россия, 18 в.
Фабула

Главный герой повести – Пётр Гринёв, всё своё детство проводит в родительском доме, где растёт недорослем. Воспитание его ограничивается обучением «учителем» - французом. По достижении совершеннолетия отец Петра – дворянин екатерининской эпохи, отправляет сына на службу, но не в Санкт-Петербург, а в Оренбург, затем, чтобы сын служил, а не кутил. Оттуда, его в свою очередь отправляют в Белогорскую крепость, находившуюся вдали от цивилизации. В крепости Пётр знакомится с её комендантом Мироновым и его семьей, в частности, с дочкой Марьей Ивановной. Вскоре между ними складываются хорошие отношения. Также Гринёв знакомится с офицером Швабриным, который оказался в крепости из-за «смертоубийства».

Постепенно начинает распространятся слух, о том, что поднимается крестьянское восстание и им охватываются всё новое и новые земли. Вскоре восставшие под предводительством Емельяна Пугачёва захватывают и Белогорскую крепость. Комендант и его жена были казнены Пугачёвым, но Гринёва он помиловал, вспомнив эпизод, когда тот пожаловал ему заячий тулуп ( ещё до начала восстания). Пугачёв отпускает Гринёва из Белогорской крепости в Оренбург вместе с его слугой Савеличем. Но в крепости остаётся возлюбленная Гринёва – дочь коменданта Марья Ивановна, которую спрятали в семье попа, сказав, что она их племянница. В тоже время, комендантом в крепости оставлен Швабрин, который перешёл на сторону Пугачёва.  Швабрин зная о том как скрывается Миронова, хочет сделать её своей женой.

Оказавшись в Оренбурге, Гринёв сталкивается с непониманием чиновников и генерала, которые хотят вести против Пугачёва оборонительную войну. Вскоре Оренбург оказывается осаждённым войсками Пугачёва, и долгое время терпит осаду. В это время Гринёв случайно узнает о том, что Швабрин в течение трёх дней решил женится на Марии. Он хочет освободить Белогорскую, прося у генерала роту солдат, но на свою просьбу получает отказ. Гринёв решает сам ехать выручать Машу Миронову, но по пути его и Савелича схватывает охрана Пугачёва и отправляет к Пугачёву. Там Пугачёв узнаёт о ситуации, в которой находится Гринёв и решает ему помочь. Он сам едет в Белогорскую и там разрешает Петру вместе с Марией уезжать, куда им хочется. По пути Гринёв оказывается в войсках, борющихся с восставшими, а Маша отправляется в деревню к его родителям. Но после подавления восстания Гринёва обвиняют в том, что он сотрудничал с Пугачёвым, и решают отправить в Сибирь на вечное поселение. Марья Ивановна, несогласная с таким несправедливым решением, отправляется в Петербург. Там при случайной встрече с императрицей, она рассказывает ей всю правду, и Екатерина меняет своё ранее принятое несправедливое решение.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, 17 в. Гришка Отрепьев (бунтовщик, поддерживаемый народом как борец с ненавистной властью) Нейтральное, а зачастую и положительное отношение к Гришке Отрепьеву, можно объяснить устоявшейся неприязнью народа к высшей власти. Таким образом, в самозванцах народ видел надежду на изменение существующих порядков в лучшую сторону.
Россия, 18 в. Анна Иоанновна (немецкое засилье в ее правление), Волынский (в тяжелые для страны времена боролся за изменение общественного порядка), Емельян Пугачёв (ненависть со стороны дворян, но симпатии многих из народа, мог восприниматься как защитник народных интересов), Екатерина II (мудрая и гуманная правительница), Миних (остался в памяти народа важной политической фигурой), Российское общество (острые социальные конфликты), казачество (свободолюбивое, недисциплинированное и жестокое, но смелое и благородное), крестьянство (тяжелые условия жизни, недовольно властью).

Россия вошла в 18 в. страной с довольно сильными внутренними противоречиями. Сформировавшиеся и мало контактирующие между собой сословия – крестьян и дворян, постоянно сталкивались в своих интересах. В то же время борьба за изменение общественного порядка сверху практически не велась, а если и имела место (Волынский), то приносила малую пользу и сразу прекращалась государственными силами. Большинству дворян не требовалось никаких изменений существующего порядка, а правители это всячески поощряли. Таким образом, к последней четверти 18 в. в России уже складывается прочный слой верноподданных государю дворян.

В это же время в среде крестьян нарастает всё большая напряжённость. Угнетение помещиков и власти вообще заставляют их всё чаще проявлять своё недовольство существующей ситуацией. Но и среди крестьян есть люди, по-разному относящиеся к своему положению. Одним жить без твердой помещичьей руки, указывающей, когда и что надо сделать, уже сложно, и они вполне удовлетворены своим положением. Другие бунтуют против своего рабского состояния и пытаются изменить его доступными для них мерами.
Россия, 19 в. Александр I (гуманный правитель), Российское общество (стремительное просвещение) Эпоха Александра представляется прогрессом по сравнению с 18 в., в котором царили ещё во многом средневековые порядки (напр., пытки). 
Общая концепция  На протяжении истории русское общество разделялось на крестьян и тех, кому они подчинялись (бояр, дворян, государство в целом). Отношения дворян с крестьянами строились на постоянном использовании и притеснении последних. Народное недовольство, в свою очередь, стало выливаться на помещиков. Но не только помещики, а и сама верховная власть стала вызывать у крестьян всё больше недовольства. В этих противоречиях заключается причина социальной напряженности XVIII в. (в т.ч., крестьянской войны 1773-75 гг.), разрешить эти противоречия может только общественный прогресс, на путь которого Россия встала в XIX в.

 

Ключевые слова: Пушкин А.С., Капитанская дочка, Екатерина II, Емельян Пугачев, Григорий Отрепьев

Белая гвардия (1923 г.)

Белая гвардия
Автор: Булгаков М.А.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Булгаков М.А. Белая гвардия

Булгаков М.А. Белая гвардия: Роман. Спб., издательский дом «Азбука- Классика», 2008. 320с.

Роман СмутаПетр IЕмельян Пугачев, А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г., Октябрьская революция, А.С. Пушкин Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в.
Фабула События разворачиваются в Киеве в конце 1918- начале 1919 г. Основные герои романа – братья Алексей и Николай Турбины, их сестра Елена. Семейство Турбиных и их окружение (муж Елены Тальберг, сосед Лисович, друзья семьи Машлаевский и Шервинский, дальний родственник Лариосик) оказываются захваченными бурными политическими и социальными событиями революционной эпохи, в ходе которой ведут себя по-разному. Расчетливый Тальберг предает Елену и бежит с немцами от Петлюры, Турбины же и большинство людей их круга пытаются оказать сопротивление нашествию беспощадных и безжалостных петлюровцев (Алексей при этом тяжело ранен), но безуспешно, будучи преданными гетманом и штабными офицерами; с каждым днем жизнь в Киеве становится все страшнее.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, русская интеллигенция Русская культура [Пушкин, «Капитанская дочка», Л. Толстой, «Война и мир», Бунин, «Господин из Сан‑Франциско», Достоевский, Ломоносов, Надсон] (классическая русская литература лучше всего помогает охарактеризовать сложившуюся в стране ситуацию; русская классическая литература оказывала огромное влияние на формирование взглядов интеллигенции) Русская интеллигенция живет в мире Пушкина и Достоевского, Толстого и Бунина, который рушится и который она хочет сохранить вместе с старым бытом. Однако большинство интеллигенции (в основном по взглядам социалистической) вместе со всей элитой общества бежит от реальной жизни, от народа, от борьбы и этот мир рушится под звериными ударами петлюровцев – обезумевших мужиков, прикрывающих свой грабеж и насилие идеологией украинского национализма.
Россия, 18 в. Петр I (великий государь), Полтавская битва 1709 г. (нелюбовь украинцев к Петру I, разбившему Мазепу под Полтавой), Мазепа (глубокие корни украинского национализма связанные с этим человеком), Пугачевщина (страх перед революционной ситуацией в стране, начало которому было положено ещё восстанием Пугачёва) Уже в XVIII в. в России были беды, наносивший удар русскому государству – украинская «самостийность» и мужицкие бунты, беды актуальные и в начале ХХ в.
Россия, 19 в. Отечественная война, 1812 г. [Бородинская битва] (пример славы и гордости русского оружия) XIX в. – время славы русского оружия, добытой под сенью самодержавной монархии, объединявшей отечество
Россия, 20 в. Первая мировая война (тяжелое испытание для народа), Революция (ужас революции, беспомощность и эгоизм интеллигенции, осознавшей спасительность самодержавия, только почувствовав результаты революции на собственном горьком опыте), Гражданская война (ужасное, жестокое время), НиколайII (император – символ монархии, который не имел права сложить с себя власть), Петлюра (явно отрицательный персонаж, которому был отдан Киев на растерзание), Родзянко (негативная оценка). Начало ХХ века – время страшных испытаний: разрушение монархии, объединявшей Родину – император Николай II не имел права отрекаться. Россию ослабляют и внешние враги (занявшие двусмысленную позицию союзники и немцы) и внутренние – украинские националисты, петлюровцы, но главная опасность – большевики, которым не может противостоять старая безвольная элита и интеллигенция, приближается конец старой России.
Общая концепция Русское государство ведет историю с глубокой древности, будучи способным сохранять единство только под сенью самодержавной власти. С ее упразднением в общество приходит хаос и ужас апокалипсиса, старая элита без монарха оказывается неспособной защитить свой мир от массы, зараженной сепаратистскими, националистическими и коммунистическими идеями.

 

Ключевые слова: А.С. Пушкин, Е.И. Пугачев, Л.Н. Толстой, М.В. Толстой, Октябрьская революция, Смута

Фаворит (1984 г.)

Фаворит
Автор: Пикуль В.С.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Петр I, А.С. Пушкин, Екатерина II, Е.И. Пугачев, Великая Отечественная война
Основной объект: XVI в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Пикуль В.С. Фаворит Пикуль В. Фаворит. М., АСТ, Вече, 2008. В 2 кн. Кн. I. Его императрица. 606 с.Кн. II. Его Таврида. 606 с. Роман Иван Грозный, Петр IЕкатерина II, А.В. Суворов, Емельян Пугачев, Пушкин А.С., ВОВ Росссия, XVI в., Россия, XVIII в., Россия, XIX в., Россия XX в.
Фабула

В основе сюжета романа лежит рассказ о жизни Григория Потёмкина. В то же время в романе одновременно проходит несколько сюжетных линий. Повествование открывается рассказом о том, как появился на свет Григорий Потёмкин и описанием его семьи. Одновременно автор показывает также и жизнь ещё одной героини романа Екатерины II, до момента её приезда в Россию. Основную часть повествования этого этапа сюжета занимает именно рассказ о детстве Екатерине и о её быстром возвышении по прибытии в Петербург. В Петербурге жизнь Екатерины не складывалась счастливо в личном плане (она была не счастлива с мужем-Петром III), но на политическом поприще она добилась серьёзных успехов. После смерти Елизаветы Петровны она всё более заручается поддержкой в придворных кругах и производит переворот, в результате которого становится императрицей. В это время Григорий Потёмкин оказывается в Петербурге и постепенно попадает в поле зрения молодой императрицы, но фаворитом Екатерины продолжительное время оставался Григорий Орлов. В 1768 г. начинается русская турецкая война, которая и становится главным объектом повествования. Во время этой войны Потёмкин начинает свою стремительную военную карьеру. В это же время в России, на Яике начинается восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачёва, которое, однако, далеко не сразу привлекает внимание императрицы. Несмотря на это, вскоре на его подавление были направлены такие силы, как Суворов и оно было довольно быстро подавлено. Также появляется княжна Тараканова, которая выдаёт себя за сестру Емельяна Пугачёва. В 1774 г. Россия заключает Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией. Постепенно Екатерина охладевает к своему фавориту Орлову и следующим человеком, с котором она на долго связывает свою жизнь, становится Григорий Потёмкин. Начинается быстрое возвышение Потёмкина – он становится по сути первым человеком в государстве. Главным делом жизни для Потёмкина становится обустройство «его Тавриды». Здесь он строит Севастополь, Николаев, почти заново отстраивает Одессу. Но Григорий Потёмкин продолжает активную деятельность внутри страны, открывая заводы и вводя зачастую новые порядки. Эти изменения поддерживают не все придворные круги, но несмотря на это он остаётся могущественным человеком. Однако вскоре у Екатерины начинают появляться новые молодые фавориты и Потёмкин сам уже подыскивает их императрице.

 Неожиданно для России начинается очередная русско-турецкая война (война 1787-1791 гг.). Потёмкин практически всё время проводит на войне, но его влияние при дворе постепенно начинает уменьшаться из-за появления Платона Зубова-нового фаворита Екатерины II.Новый фаворит использует императрицу лишь для завоевания всё большей власти при дворе. Летом 1791 года Григорий Потёмкин находится в столице и уже понимает, что имеет здесь совсем иное положение. Он устраивает «прощальный вечер», после чего отправляется к театру военных действий. По дороге к Николаеву Потёмкин скончался (возможно, из-за действия медленного яда Платона Зубова).

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Русь, 9-15 вв. Татаро-монгольское нашествие (сохранилась народная неприязнь к татарам), Куликовская битва (великое значение как освободительного этапа в борьбе с татарами) Память о татаро-монгольском нашествии и сохраняющаяся неприязнь к татарам, прошедшая через столетия. Очень важной и значимой для русских людей остаётся победа на Куликовом поле и освобождение Руси от ордынской зависимости.
Русь, 16 в. Иван Грозный (воспоминания о кровавой эпохе Ивана Грозного; представление о Грозном как о жестоком борце с бюрократией) Иван Грозный оставил большой след в русской истории и память о нем в народе сохранилась как о человеке жестоком. Воспоминания об эпохе его царствования как о самом кровавом времени в истории России позволяли людям ещё в 18 в. пугать его именем.
Русь, 17 в. Царевна Софья (выделяется на фоне остальных правителей Русского государства в 17 в.), стрелецкие бунты (народная память о кровавом подавлении стрелецких бунтов) Софья, опиравшаяся на стрельцов, несмотря на жестокое поражение показала какое положение в Русском государстве может занимать женщина – память о тех событиях нашла свое выражение в последующей исторической традиции
Россия, 18 в. Пётр I (сильно расширил династические связи русского двора), Екатерина II (великая правительница России, которая при помощи ума и талантов смогла оказаться на троне), Пётр III (негативное отношение к России, нелюбовь к ней и несоответствующее наследнику престола поведение), Павел I ( плохие отношения наследника престола с матерью, любовь ко всему немецкому), [Григорий Орлов, Алексей Орлов] (общность и взаимовыручка братьев Орловых; Алексей Орлов – самый прижимистый и дальновидный из всех братьев, который никогда не упустит свою выгоду), Григорий Потёмкин-Таврический (отличался от всех остальных фаворитов, можно выделить его многочисленные таланты, доблесть в сражениях и работоспособность на государственной службе),  Суворов (новые способы тренировки солдат для быстрых переходов, полководческий талант), Елизавета Петровна (бурное развитие промышленности культуры в ее правление), Бирон (угнетатель России, при котором в России настало засилье всего немецкого), российский флот, армия (превосходство русских армий и флота над лучшими армиями мира), [Радищев, Фонвизин, Державин] (новое поколение русских писателей, несшее с собой прогрессивные взгляды), Емельян Пугачёв (стремился установить в России режим управления, подобный режиму Екатерины II), русско-турецкие войны 1768-74 гг. и 1787-1791 гг. (превосходство русских армии и флота, которое было достигнуто ценой больших финансовых трудностей)

Российская империя – великая страна со славным историческим прошлым, которая и в будущем должна занимать достойное место в мире. Она богата талантливыми людьми (Суворов, Кутузов, Фонвизин и др.), но из-за своей порой неправильной политики самодержавие губит эти людей на корню или не давая им раскрыться в полной мере (например, Державин). Кроме людей честно служащих своему отечеству (Потёмкин и др.) есть множество тех, кто за счёт государства и престола хочет только разжиться и не является настоящим патриотом (Платон Зубов).

Правители государства также неодинаковы в своём отношении к России. Наряду с людьми, которые искренне боролись за процветание своей родины и возвышение её на мировой арене ( Пётр I), встречаются и такие, которые не осознали всей значимости занимаемого ими положения (Пётр III). Екатерина II представляется человеком, который хотел России только добра и благополучия, но поддаваясь личным страстям (фаворитизм), порой причинял государству значительные убытки.        

Россия, 19 в. [Отечественная война 1812 года, восстание декабристов] (значительные события первой четверти 19 века, которые оказали значительное влияние на изменение сознания русских людей), Пушкин (воспевал золотую екатерининскую эпоху) Автор сравнивает 18 и 19 столетия и показывает, как круто изменился режим жизни русского человека в 19 веке. Эти события он связывает с такими событиями, менявшими мировоззрение и всю деятельность русского человека как Отечественная война и восстание декабристов. Также автор приводит цитаты из произведений писателей 19 в. (Пушкин, Герцен), чтобы показать какой большой след в истории оставил 18 в. и какое значение имела екатерининская эпоха.
Россия, 20 . Великая Отечественная война (не могла быть выиграна без развивающейся еще со времен Екатерины Второй, промышленности юга России) Большое экономическое значение «потемкинских деревень», благодаря которым началось развитие новых промышленных районов на юге России. Во время Великой Отечественной войны Гитлер, оценив большое значение этих мест для жизни СССР, направил большую часть своих войск именно туда.
Общая концепция Россия – великая страна с большим потенциалом, но она зачастую не может добиться желаемых результатов по нескольким обстоятельствам. Во внутренней политике (как собственно и во внешней) ими является то, что многие дела совершаются исходя из интересов лично выгоды, пользы, или прихоти государя, а не пользы государственной. Зачастую фактически у престола оказываются люди, управляющие волей государя, и это не приносит России никаких положительных результатов (хотя иногда на их месте оказываются талантливые люди, старающиеся принести пользу не только себе, но и своему отечеству). Во внешней политике Россия встречает противоборство европейских держав и иногда остается одна в крупных международных конфликтах. Российские государи должны как можно серьёзнее относится к управлению Россией и понимать всю долю ответственности перед русским народом, а потому доверять управление в стране только патриотам, честно служащим своему народу.

 

Ключевые слова: Пикуль В.С., Фаворит, Иван Грозный, Петр I, А.В. Суворов, Екатерина II, Емельян Пугачев, Пушкин А.С., ВОВ

Доктор Живаго

Доктор Живаго
Автор: Пастернак Б.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Пастернак Б. Доктор Живаго

Роман. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. 

768 с.

Роман Иван Грозный, Смута, Емельян Пугачев, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Октябрьская революция, ВОВ Россия, 16 в., Россия, 17 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в.
Фабула В центре романа – судьба основного героя книги –Юрия Андреевича Живаго. После смерти матери Юрий воспитывается в московской профессорской семье Громеко. С юных лет представители интеллигентной молодежи ─ Юрий, его сверстники и друзья (Гордон, Дудоров) мечтают о революции, об освобождении народа. Закончив университет по медицинскому факультету, Юрий женится на Антонине Александровне Громеко и начинает врачебную практику, одновременно все более увлекаясь литературными занятиями. Вскоре после начала I Мировой войны Юрия мобилизуют в качестве военного врача. На фронте Юрий встречает Ларису Федоровну Антипову (урожденную Гишар), которую он мельком видел и запомнил с довоенных времен – между ними зарождается чувство, которому не дано в тот момент развиться – оба они несвободны. На фронте Юрия застает Февральская революция и связанное с ней разложение армии, Юрий возвращается в Москву, где возобновляет работу в больнице. Октябрьский переворот, начавшаяся Гражданская война ставят семью Громеко-Живаго на грань выживания. Под давлением жены и тестя Юрий решается на переезд семьи на восточный Урал – в бывшее родовое имение деда жены Крюгера – Варыкино, близ города Юрятина, где семья оказывается под одной крышей с бывшим управляющим имением и народником Аверкием Степановичем Микулицыным. В Юрятине судьба вновь сталкивает Юрия с Ларой, муж которой, взяв фамилию Стрельников, является видным советским военным деятелем, полностью отдавшим себя революции и забывшим на время семью. Запутанный узел взаимоотношений Живаго-Антиповых неожиданно разрубается похищением доктора по приказу партизанского командира Ливерия Микулицына (сына Аверкия), который ведет действия против войск Колчака занявших близлежащие районы, и у которого в отряде не доктора. К моменту бегства Юрия из отряда (конец Гражданской войны) его семья уже вернулась в Москву, откуда в скором времени была выслана на Запад. В Вырыкино Юрия ждала Лара – они наконец сблизились и были короткое время счастливы. Однако, в скором времени появляется генерал Комаровский (давний обожатель и растлитель Лары), который увозит ее и Катю (дочь Антипова-Стрельникова), убедив Лару и Юрия, в том, что оставаться в Варыкино небезопасно – сначала они отправились на Дальний Восток, затем – в Монголию. Стрельников, которого по ложному обвинению теперь преследуют свои же Советы, возвращается в Вырыкино за женой и дочерью, но находит только Юрия и кончает жизнь самоубийством. В начале НЭПа Юрий возвращается в Москву, где ему помогает семья его бывшего дворника Маркела Щапова, дочь которого Марина вскоре становится новой незарегистрированный женой доктора. Сводный брат Юрия Евграф тем временем, пытается помочь Юрию в хлопотах по воссоединению с старой семьей. Здоровье Юрия не выдерживает испытаний - он умираетот легочного припадка в 1929 г.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Допетровская Русь

[Аскольд, Олег] (значимые объекты исторического сознания), Иван Грозный (значимый объект исторической памяти, неизменно вызывающий интерес у исследователей), опричники (негативная оценка), Смутное время (период яркого проявления анархичных, разбойничьих традиций русского народа)

Широта исторической памяти и интеллигенции и народа (устная традиция)
Россия, 18 в. Мазепа (для России является врагом), [Пугачев, Суворов] (значительные личности в русской истории, которые оказывают влияние на формирование исторической памяти) освоение Сибири (древняя русская каторга, место политической ссылки) Широта исторической памяти и интеллигенции и народа (устная традиция)
Россия, 19- нач. 20 в.

Мир Русской литературы [Пушкин, Тургенев, Толстой, Чехов, Достоевский, Гоголь] (Классики русской литературы оказывали огромное влияние на формирование взглядов интеллигенции во второй половине XIX века); Николай II (слабый, безвольный государь), Милюков (знаковая фигура в политике нача XX века), цензура (следствие противоречий между интеллигенцией и властью), еврейский вопрос (антисемитизм характерен для России, однако стоит отметить  отсутствие российского патриотизма у еврейского населения); русско-японская война 1904-05 гг. (стала поводом для народных выступлений, которые переросли в революцию 1905-07 гг.) Русская революция 1905-1907 гг., [Манифест 17 октября, Декабрьское вооруженное восстание] (стала следствием социальной дискриминации в царской России и тягот русско-японской войны), I Мировая война (одно из наиболее трагичных событий эпохи)

Российская интеллигенция (радикальные настроения русской интеллгенции, её антиправительственные настроения)

Российская интеллигенция, воспитанная в мире классической русской литературы, целью своей жизни видит служение народу: участие в просветительской и благотворительной деятельности, поиск идеальной модели социального устройства общественную борьбу. Основной задачей общественной борьбы интеллигенция видит освобождение народа от жутких условий жизни, эксплуатации, черносотенства, антисемитизма. Революция 1905-1907 гг. – важный шаг на этом пути, наиболее радикальной части интеллигенции – молодежи кажется необходимым и естественным принять участие в вооруженной борьбе народа. I Мировая война – время патриотического подъема интеллигенции, воспринимающей свое служение фронту как служение обществу, слабая и неадекватная власть в этих условиях вызывает у интеллигенции раздражение.
Революция 1917 г., Гражданская война Революция 1917 г., февраль (анархия в русском обществе после революции; интеллигенция – зритель, наблюдающий за происходящими в стране событиями); Революция 1917 г., октябрь (революция должна была освободить и спасти всю Россию и каждого гражданина в отдельности); Российская интеллигенция (отделённость русской интеллигенции от простого народа), Российский народ (оказался не так доволен революцией, как это представляли себе идеалисты – революционеры); СНК (образование СНК ассоциируется с началом торжества советской власти), большевики (подчеркивается самоотверженность большевиков), чиновничество (неэффективность и коррумпированность власти); Белая власть (использовала террор, организовывала погромы) Революция была вызвана эксплуатацией народа, являлась итогом многолетней интеллигентской работы, но была спровоцирована несчастьями и кровью войны. Разрушавшая старый режим, революция выявляет пропасть между интеллигенцией и народом. Для интеллигенции – это крах прежнего комфортного уклада жизни, для народа – с одной стороны, лишения и несчастья, с другой – возможность реализации эгалитаристких помыслов, безнаказанного воплощения звериных инстинктов. Новая власть для народа плоха, но лучше старой, которую воплощает белое движение и беспощадный белый террор. Революция показывает слабость части российской интеллигенции, ее зависимость от внешних условий, то, что ее дореволюционное существование происходило за счет народа. Особенно видна эта слабость в сравнении с железными и самоотверженными большевиками, безжалостно подавляющих любую оппозицию (интеллигенция, крестьяне и т.п.). В то же время есть часть российской интеллигенции, которая физически не приемлет новый режим – которая либо эмигрирует из страны, либо обречена на вымирание.
Советское время Дальневосточная республика (марионеточный характер ДВР), НЭП (из-за политики государства предпринимательство нэпманов превращалось в спекуляцию), церковь (борьба советских властей с религией и духовенством), ГУЛАГ (страшная система сталинских репрессий), коллективизация (неудавшийся характер коллективизации); советская власть (карательный характер политики советской власти по отношению к гражданам, забюрактратизированность советской системы), старая интеллигенция (оскорбляла советскую власть самим существованием), молодежь (понимание молодёжью лишь только простых «новых» истин советского времени); ВОВ (патриотизм и сила советской нации в годы войны, к которым ее подготовили тяжелые предвоенные годы) Внутренняя политика советской власти направлена на уничтожение остатков прежней жизни: старая интеллигенция изгоняется или «перековывается» в ГУЛАГе, крестьянство коллективизируется, старые революционеры уничтожаются, религиозные традиции изживаются, духовенство преследуется. В этих условиях любые послабления обществу (НЭП) оборачиваются фальшью, коллективизация оборачивается трагедией и массовыми репрессиями. Но в эту эпоху прекращается действие старых причин исторического движения и формируется новый сильный народ, способный победить в Великой Отечественной войне.
Общая концепция Несправедливость положения русского народа осознавалась русской интеллигенцией, которая в XIX-начале ХХв. вела активную деятельность направленную на свержение самодержавия, итогом которой стала революция 1917 г. Однако, эта революция уничтожила старый интеллигентский мир, разрушив жизни многих его представителей. Тем не менее, жестокое уничтожение старого мира позволило начать создание нового народа – более сильного, победившего во Второй мировой войне.

 

Ключевые слова: Пастернак Б., Доктор Живаго, Иван Грозный, Смута, Емельян Пугачев, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Октябрьская революция, ВОВ

Каменный пояс (1953 г.)

Каменный пояс
Автор: Федоров Е.А.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Петр I, А.С. Пушкин, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVIII в., XIX в.
Концепция: государственно-социальная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Федоров Е.А. Каменный пояс

Федоров Е.А. Каменный пояс: В 2-х т. Т. 1.- М., Эксмо, 2008.- 768 с.

Федоров Е.А. Каменный пояс: В 2-х т. Т. 2.- М., Эксмо, 2008.- 656 с.
Исторический роман Петр I, Екатерина II, Емельян Пугачев, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин Россия. 18 в., Россия, 19 в.
Фабула Роман посвящен истории знаменитого рода уральских промышленников Демидовых. Временные рамки: с конца 17 в., когда царь Петр Алексеевич встречается с умелым кузнецом Никитой Демидовичем Антуфьевым (Демидовым) и до 1870 г., когда умер потомок Никиты Анатолий Демидов, один из богатейших аристократов Российской империи, символизирующий собой упадок и разложение привилегированного дворянства. В центре внимания автора личности потомков первого Демидова: их безудержная страсть к наживе, власти, их звериная жестокость. Параллельно представлены личности правителей России и их приближенных, их отношение к природным богатствам Урала (Каменного пояса). Отдельно показана жизнь рабочих рудников: голод, непосильный труд, жестокость и унижение со стороны надсмотрщиков. Среди них такие гениальные мастера, как Ползунов и Черепанов.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, 13 в. Даниил Галицкий (время его правления – период промышленного подъема на Руси) Автор отмечает, что еще при Данииле Галицком на Руси была развита обработка металлов
Россия, 14 в. Ушкуйники (их заслуга перед Россией состоит в начале освоения и колонизации Урала) Автор отмечает заслуги новгородцев в освоении Урала, но при этом видит в них первых колонизаторов коренных народов.
Россия, 15 в. Иван III (его правление – период культурного и технического подъема), Аристотель Фиораванти (один из иностранных мастеров, служивших на Руси) военная промышленность (активное развитие промышленности в средневековье). Россия 15 в. по развитию литейного дела опережала Европу.
Россия, 17 в. [Михаил Федорович, Столбовский мир] (был вынужден отдать искони русские земли), [крестьянство, РПЦ] (крестьянство жило тяжело из-за угнетений церкви)

Урал до Демидовых был краем, где жилось сыто и свободно. Лишь инородцы (башкиры, татары и пр.) донимали поселившихся здесь крестьян. Захватившие эти земли монастыри усилили гнет крестьян.

Северо-запад Руси (шведская Ингерманландия) – автохтонные земли русских, отнятые шведами, поэтому желание Петра вернуть их России абсолютно законно.
Россия, конец 17 – начало 18 в. Петр Первый (Пётр стремился достигнуть максимального быстрого развития страны (в частности промышленного), однако этому активно сопротивлялись бояре, поэтому он коренным образом изменил Россию радикальными средствами), Меншиков (наглец, временщик), Северная война (началась для России с тяжелого поражения, но уже были видны плоды реформ – боеспособная гвардия), раскольники (считали царя антихристом, сочуствовали убегавшим с новых осваиваемых царём территорий крестьянам), крестьянство (безжалостно эксплуатировалось и отрывалось от своих нажитых мест), Урал (новый активно разрабатываемый промышленный район), бояре (оппозиционность бояр царю) Приход к власти Петра – начало коренных изменений в жизни страны. Символ старого мира – грязная, сонная и консервативная Москва, символ нового – Петербург. Но реформы несут множество бед народу: Петербург строится на костях, растут рекрутские наборы, бояре продолжают угнетать крестьян, среди окружения Петра много казнокрадов. Многие, следуя за раскольниками называют Петра Антихристом, бегут на Урал, на юг. Государство усиливает гнет на коренные народы, это заставляет их вести борьбу за свои земли.
Россия, 18 в. Петр Второй (не был способен управлять государством и проводил всё свободное время в развлечениях), Анна Иоанновна (хитрый политик, она смогла объединить противоборствующих дворян; однако, она сама слишком много времени тратила на развлечения, а потому финансы страны во время её правления не процветали), Бирон (иноземный временщик, который даже не задумывался о процветании России, а думал лишь о своём обогащении), Остерман (хитрый и умный политик), Елизавета Петровна (производит положительное впечатление), Татищев (талантливый и справедливый администратор и общественный деятель),  Петр III (нейтральная характеристика Петра III), Екатерина Вторая (вела рассчетливую результативную политику, подчас беспощадную по отношению к людям), Потемкин (приобретал славу за счёт побед Суворова), Восстание Пугачева (Пугачёв был выразителем народных интересов, потому крестьяне легко верили ему), Платон Зубов (тщеславный и самовлюбленный юнец), Суворов (любимец солдат, благодаря которому были одержаны великие победы), Павел Первый (правитель, принёсший стране вред), Радищев (прогрессивно мыслящий деятель).

Правители после Петра мало думали о пользе отечеству. Петр Второй, Анна Иоанновна, Елизавета Вторая заботились прежде всего о собственной выгоде. Власть была в руках немцев, среди которых преобладали казнокрады. Однако при Елизавете Россия после победы над Пруссией утвердилась в статусе великой державы.

Наиболее яркими личностями века были Татищев и Радищев. Они были истинными патриотами. Татищев был талантливым и справедливым управленцем, а Радищев подлинным защитником интересов народа.

Восстание Пугачева – вынужденный ответ народа на непомерный гнет. Оно было безжалостно подавлено Екатериной II – расчетливой жестокой императрицей, смертельно боявшейся потерять свою власть. Атмосферу ее царствования характеризует хотя бы то, что онп безумно доверяла вору Потемкину, который, в свою очередь, черпал славу руками гениального полководца Суворова. Ничего удивительного нет в том, что психически нездоровый и нелюбивший мать Павел Первый начал уничтожение победоносной армии эпохи Екатерины Второй.
Россия, 19 в. Александр Первый (боялся собсивенного народа), [Отечественная война 1812 г. партизаны], (стала огромным испытанием для русского народа, во время которой солдаты и простые люди показали себя истинными патриотами), Кутузов (истинный патриот и защитник Отечества), Канкрин (немец, который попустительствовал своим, но при этом строжайше требовал с русских), Декабристы [Рылеев, Бестужев Рюмин] (декабристы стали жертавми жестокого царского режима), Пушкин (близкий народу поэт, понимавший его насущные проблемы), Сперанский (выдающийся русский политик), Александр Второй [отмена крепостного права] (Недовольство реформами; народ не верил, что царь так жестоко обманул их и считали, что это происки господ), Некрасов Отечественная война 1812 г. – великий подвиг русского народа. Кутузов – подлинно народный герой.Восстание декабристов – очередной этап борьбы с самодержавием. Оно проиграло, т.к. восставшие не соединились с народом. Александр Первый и Николай Первый боялись восстания, жестоко карали любую оппозицию. Даже железные дороги Николай решил строить для возможности скорой переброски войск к месту возможного бунта. Россия 19 в. технически отставала от Запада, несмотря на то, что в ней жили многие гениальные изобретатели. Но существующие порядки обрекали их проекты и проекты социальных реформаторов (Сперанский) на бесславную гибель.Народ с надеждой смотрел на крестьянскую реформу Александара II, но власть его в очередной раз обманула- на смену крепостническому гнету идет еще более страшный – гнет нарождающегося класса промышленников.
Общая концепция

Русский народ пережил за свою историю множество страданий и бед. Его история – история борьбы за свою свободу и счастье против самовластных помещиков и промышленников, возглавляемых самодержцами, которым зачастую нет никакого дела до нужд страны. Исключение составлял Петр Первый, хотя при нем жизнь крестьян  и стала еще более тяжелой.

Народ, далеко не от хорошей жизни, еще в средние века начал осваивать далекие земли, в частности, Урал. Именно ему принадлежит эта земля, именно благодаря нему Россия стала поистине великой страной. Заводами на Урале владели Демидовы, но подлинным «хозяином Каменного Пояса был, есть и будет во веки веков трудящийся русский человек!»

 

Ключевые слова: Петр I, Екатерина II, Емельян Пугачев, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин

В круге первом (1958 г.)

В круге первом
Автор: Солженицын А.И.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, Великая Отечественная война, Октябрьская революция
Основной объект: XIII в., XVI в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Солженицын А.И. В круге первом

Солженицын А. В круге первом: Роман. М.: Изд. Эксмо, 2006 (Красная книга русской прозы). 768 с.

Роман Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр IIЛ.Н. Толстой, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ Россия, 13 в., Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в.
Фабула В основе сюжета – история, рассказывающая о попытке советского дипломата, высокопоставленного чиновника МИД Иннокентия Володина предотвратить передачу советским агентам в Америке секрета ядерной бомбы. Роман начинается с телефонного звонка Володина в Американское посольство и завершается его арестом. Арест стал возможным благодаря определению голоса Володина, которое было проведено в подмосковной «шарашке», занимающейся проблемами секретной телефонии. Отталкиваясь от этой сюжетной линии роман дает комплексную картину жизни разных страт советского общества (высшее руководство страны – Сталин, Абакумов, Поскребышев), чиновничья и писательская номенклатура (семья Макарыгиных, прокурор Славута, писатель Галахов, замаинистра Селивановский, инженер-полковник Яконов и др.), чекистов (Шикин, Мышин, Шустерман, Наделашин, Климентьев и др). Все персонажи, принадлежащие к этим группам, отрицательные, либо по своей природе, либо потому, что их такой сделала система. Представители других групп общества в большинстве случаев положительные – основные – арестанты- обитатели Шарашки – Рубин, Нержин, Сологодин, Хоробов, Спиридон, Герасимович, Челнов, Потапов и др. Хотя и среди них есть исключения – доносчики (такие как Стельмах) и бывшие гебисты (такие как Мамурин).  

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Допетровская Русь

Кн.Игорь Святославович, поход 1185 г. (известный исторический сюжет) Церковь (роль в истории страны неоднозначна), Татаро-монгольское иго (страшное бедствие, которое церковь смогла использовать для собственной выгоды), Александр Невский (символ борьбы, святости и благородства), Иван Грозный (жестокий палач), Андрей Курбский (диссидент, противостоял деспоту)

Россия имеет древнюю и богатую историю –историю героев (кн.Игорь, Александр Невский, кн.Курбский) и диктаторов (Грозный). Дух русской культуры и религиозности – ведущий положительный фактор, татаро-монгольское иго, политиканство русской церкви, тиранство самодержавия – негативные факторы, влияющие на историю страны.
Россия, 18 в.

Петр I (жестокий тиран, его реформы важны, но являлись неумелым подражанием Европе), Екатерина Великая (жестокая правительница, стремившаяся к укреплению своей власти), Пугачев (борец с тиранией)

Реформы Петра носили противоречивый характер, поскольку являлись отходом от русских национальных традиций, хотя с и открывали дорогу просвещенному веку Екатерины, который тоже неоднозначен (эпоха народного – Пугачевского бунта)
Россия 19- начало 20 в.

Пушкин (властитель дум потомков), Толстой (великий писатель, здраво мыслил, искренний), Горький (отрицательная оценка творчества и взглядов), Декабристы (к ним отнеслись гуманно), [народники, с-д, эсеры] (стремились разрушить стабильно развивавшуюся страну), I Мировая война (тяжелое испытание, ослабившее страну и приведшее к революции), Николай II (слабый, безвольный монарх), революция 1917 г. (февраль – революция, октябрьская – переворот), установление советской власти (обман народа ради достижения своих фанатичных целей), большевики [Свердлов, Ленин, Карелин, Дыбенко] (негодяи, фанатики, подлецы и убийцы),

Эпоха XIX-начала ХХ в. – счастливое время в истории России, к 1910-м гг. социальное и духовное развитие общества достигло высшей точки. В XIX –начале ХХ в. русской интеллигенцией создается великая русская культура. Идейная основа этой культуры – тема русского народа, его просвещения и освобождения, отсюда возникновение революционного движения и поддержка его интеллигенцией. Власть при этом относилась к этому тоже интеллигентно, т.е. гуманно, репрессии были мягкие. В результате режим, раскаченный десятилетиями революционной борьбы и подточенный тяготами I Мировой войны пал в ходе февральской революции. Однако, власть не перешла народу – ее обманом и путем заговора захватили большевики.
Россия в советское время

Ленин (безжалостный циничный фанатик), Октябрьская революция, 1917 г. (торжество негодяев-большевиков, начало бедствий для России), большевики [Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Томский, Рыков, Куйбышев, Горький, Фрунзе, Буденный, Крупская, Преображенский, Серебряков, Ярославский, Крестинский, Ягода, Ежов, Орджоникидзе, Лысенко] (негодяи, враги России, уничтожавшие все лучшее в ней, недалекие и извращенно жестокие), НЭП (предвоенное, лучшее время в советской истории), внутрипартийная борьба (грызня пауков в банке за власть), политические процессы 30-х гг. (лидеры большевиков пытались загрызть друг друга), Политический режим (диктатура, тоталитаризм, доносы и шпионаж – основа сталинского режима), культ личности (навязывался повсеместно), Советская власть (характерная черта – обман и лицемерие), Репрессии [ГПУ, МГБ, ГУЛАГ, СМЕРШ, цензура, шарашка, чекисты, борьба с космополитизмом] (надуманность политических процессов, жестокость сталинского полицейского режима), советское чиновничество (торжество бюрократии, страха за свою шкуру), церковь (подвергалась жесточайшим гонениям), Сталин (карьерист, жестокий расчетливый себялюбец, грабитель и убийца, дорвавшийся до власти), ВОВ (трагедия для народа, ряд ошибок Сталина), Советская культура [наука, образование, театр, литература, создание ядерной бомбы] (все было подчинено пропаганде интересов власти и ее возвеличивания, не могла развиваться в условиях жесточайшей цензуры), Советская интеллигенция (неприятие советской власти, лицемерия и раболепства перед Сталиным)

После победы большевистской власти Сталин шаг за шагом устанавливает режим личной диктатуры в правящей партии, используя слабости других большевистских лидеров и саму атмосферу, которая возникла в стране после Гражданской войны. Становление сталинского режима неразрывно связана с началом политических процессов в стране, свертыванием НЭПа, коллективизацией. В условиях сталинского режима происходит дальнейшая деградация России: ее культуры, ее народа, ее элиты. Сталинский режим (важную роль в котором и грает сама зловещая личность диктатора) представляет собой тоталитарное общество, пропитанное ложью в котором отсутствует место для свободы человека. Школьное и вузовское образование ставят целью не передачу знаний, а идеологическое воспитание советского человека, которому на протяжении всей жизни государство промывает мозги (прессой, политучебой и т.п.). Для контроля над жизнью человека существуют различные инструменты – ГПУ (МГБ), партия, профсоюзы и др. Основой сталинского политического режима является всеобщая система шпионажа и доносов, в духе которой воспитывается и молодое поколение. В этих условиях политическая элита давно подвержена моральной деградации, искусство и литература обслуживают идеологию, церковь прославляет власть. Режим потребительски относится к населению – миллионы людей содержаться в лагерях, в ходе Великой отечественной войны режим пошел на многочисленные бессмысленные жертвы, народ спас страну, но ее потерял, поскольку режим еще более укрепился, в стране активно идет подготовка к новому 1937 г. Сталинский режим агрессивен и на внешнеполитической арене: широко практикуются убийства оппонентов режима за рубежом, проводятся чистки в коммунистических партиях подконтрольных государств, подвергаются анафеме отступники в рядах социалистического лагеря, но, главное, режим готовится к развязыванию новой войны, целью которой является мировое господство, для этого ему жизненно необходимо обладание ядерным оружием.

Единственная оппозиция режиму – это советская, русская интеллигенция, воспитанная на гуманистических традициях русской классической литературы, не приемлющая основных методов сталинской политики. Внутри интеллигенции идет напряженная духовная жизнь – споры о путях развития страны, в этих спорах рождается понимание необходимости сопротивления режиму, поисков путей его уничтожения. Постепенно и по разному от слов люди переходят к действиям.

Общая концепция Россия имеет древнюю и великую историю, в ней сильны и стремление элиты к духовной свободе и традиции рабства по отношению к государству. Революция 1917 г. – была итогом деятельности русской интеллигенции, стремящейся к большей свободе, но страна оказалась к ней не готова – власть захватили темные силы – большевики. Тоталитарная власть большевиков в эпоху сталинской диктатуры привела к порабощению народа, деградации нации, но духовные искания советской интеллигенции создают основу для начала новой борьбы за свободу. 

 

Ключевые слова: Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Л.Н. Толстой, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ

Ночевала тучка золотая (1987 г.)

Ночевала тучка золотая
Автор: Приставкин А.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, И.В. Сталин, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: XVI в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: радикально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Приставкин А. Ночевала тучка золотая Приставкин А. Ночевала тучка золотая: Повесть. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. Повесть Иван Грозный, Е.И. Пугачев, Л.Н. Толстой, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов, И.В. Сталин, ВОВ Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в.
Фабула Книга рассказывает о глубоко трагичной судьбе двух ребят‑детдомовцев, эвакуированных во время Великой Отечественной войны на Кавказ...- Кольки и Сашки Кузьменышей. Детдом возглавляет директор Петр Анисимович, одна из воспитательниц Регина Петровна (положительные персонажи). На Кавказе они оказываются в детдоме, расположенном на территории депортированного чеченского села, рядом расположен колхоз и перерабатывающий завод, на котором работают переселенцы: Вера (положительный персонаж), Демьян и Илья (противоречивые персонажи) и др. Уклонившиеся от депортации чеченцы ведут войну с силами войск НКВД, а также осуществляют партизанские вылазки и диверсии против русских колонистов занявших их землю (в том числе и детдомовцев, их воспитателей, переселенцев). В ходе этой борьбы вместе с многочисленными чеченцами гибнут Вера, Петр Анисимович и Сашка (чеченцы его не только убивают, но и глумятся над его телом). Колька спасает жизнь чеченскому мальчику Алхузуру, который затем спасает жизнь Кольки, затем в новом детдоме Алхузур становится братом Кольки вместо убитого Сашки, детдом эвакуируют из Чечни.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, 16 в. [Иван Грозный, опричники] (обязательный объект для изучения в советских школах, где оцениваются положительно) Иван Грозный, опричники в сталинскую эпоху навязывались школьникам в качестве положительных героев российской истории.
Россия, 18 в. Пугачев (положительная оценка бунтовщика навязана сталинской идеологией) Личность бунтовщика Пугачева показывалась советским школьникам положительно.
Россия, 19 в. Хаджи-Мурат, Шамиль (проблема Кавказа существует с 19 в.), [Толстой, Лермонтов] (гениальные писатели, которые в своих произведениях затрагивали проблемы русской истории), [война 1812 г., Кутузов] (был далёк от простых солдат), быт (богатство доревоюционного дворянства, которое могло позволить себе съездить на Кавказ только для того, чтобы поправить собственное здоровье). Русская классическая литература многократно обращалась к теме Кавказа в эпоху его присоединения к России, образы сформулированные в ту эпоху являются важным источником формирования представлений о Кавказе и его народах людей ХХ века. Из той же литературы видно, что формы национальной борьбы, ее методы, восприятие чеченцами русских также уходят корнями в XIX в., в дореволюционное время, впрочем то время – «золотой век» в сравнении с бытом советской страны.
Россия, 20в.

Коллективизация (носила грабительский характер коллективизации, имела тяжелые последствия для страны), ВОВ (доблесть советских людей, трудность жизни на оккупированных территориях; люди в сталинскую эпоху, солдаты – расходный материал),

национальный вопрос [депортация чеченцев и ингушей, немцев, татар] (беспощадный характер сталинской политики по отношению к населению оккупированных территорий), советская армия (солдаты – расходный материал), детские дома (страшное место, где дети голодали), Сталин (жестокость и беспощадность режима), [Ворошилов, Буденный] (С точки зрения советской пропаганды - идеальные коммунисты)
Сталинский политический режим не щадил людей – коллективизация, ненужные людские потери на фронте и в тылу. Особенно тяжелым стало положение советского населения в годы войны, в детдомах (государственных учреждениях) царил голод. В контексте общей политики сталинского режима против населения собственной страны следует рассматривать и репрессии, которые режим обрушил на целые народы: немцев, татар, чеченцев, ингушей. Жертвами этой политики были не только представители этих национальностей, но и люди, которых режим использовал для ее проведения – солдаты, переселенцы, в том числе дети. Свою политику режим основывал на пропаганде, одурманивая граждан начиная с детского возраста (прославление «вождей», создание идеологических мифов о колхозах, чеченцах и т.п.) и на особой когорте людей, по своей нравственной сути, аморальных –чекистах.        
Общая концепция Сталинский политический режим проводил беспощадную и бессмысленную политику против народов своей страны, политику которая противоречила ценностям высокой русской культуры.

 

Ключевые слова: Иван Грозный, Е.И. Пугачев, Л.Н. Толстой, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов, И.В. Сталин, ВОВ