Александр II

Александр II

Александра II сложно отнести к той или иной категории объектов памяти. Александр II, традиционно позитивно воспринимающийся в источниках прогрессистского характера, все же критикуется в таких текстах (относящихся к национально-либеральной и радикально-либеральной концепциях) за то, что не пошел в своих преобразованиях до конца и слишком многое (прежде всего привычку искать опору у полиции и бюрократии во всех своих начинаниях) унаследовал у своего отца. Особенностью репрезентации образа Александра II практически во всех типах источников является то, что события его правления и черты его характера описаны с позиций национально-либеральной концепции (даже в сетевых ресурсах государственно-патриотического толка статьи об Александре II написаны с либеральных позиций). Поскольку оценки деятельности императора разнятся внутри различных концепций, наиболее логичным выглядит отнесение его к категории болевых точек памяти. В целом же, в постсоветской России Александр II хоть и входит в пантеон героев национальной памяти, находится в нем скорее на вторых ролях. Крупных коммемораций, посвященных его памяти, за последние 30 лет не проходило, за исключением масштабных празднований 150-летия отмены крепостного права в России. Подобным образом обстоят дела и с воплощением образа Александра II в монументальной скульптуре – активизация в этом направлении произошла лишь в последние 10 лет, когда было восстановлено несколько дореволюционных памятников и открыто несколько новых монументов царю-освободителю. Примечательно, что открытие памятников зачастую было приурочено к празднованию 150-летию отмены крепостного права в России и 400-летию Дома Романовых.

Император Александр II (1856 г.)

Император Александр II
Художник: Егор Иванович Ботман
Ссылка: http://www.virtualrm.spb.ru
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Из собрания Государственного Русского музея.

Ключевые слова: Александр II, Александр Второй, Русский музей, живопись

Вечная Россия (1988 г.)

Вечная Россия
Художник: Глазунов И.С.
Тип источника: Музейные экспозиции
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.

Ключевые слова: Глазунов, живопись, картина, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин

Статский советник (1999 г.)

Статский советник
Автор: Б. Акунин
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Смута, Александр II, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVII в., XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти

Акунин Б.

Статский советник

Акунин Б. Статский советник. М.: Захаров, 2000. 288 с.http://www.lib.ru/RUSS_DETEKTIW/BAKUNIN/akunin10.txt

Политический детектив

Смута, Отечественная война 1812 года, Александр II

Россия, 17 в., Россия, 19 в.

Фабула

События происходят в 1891 г. в Москве. Фандорину 35 лет. Он является чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, статским советником. В России назревает революция: брожение в умах, революционные идеи популярны среди молодёжи, повсюду возникают революционные кружки. Но не для всех это только мода. Группа, называющая себя «Б. Г.» работает точно и дерзко. Убит сибирский генерал-губернатор, убийца — человек, предъявивший документы Эраста Фандорина. Лидером БГ оказывается некий Грин, еврей по национальности много натерпевшийся в детстве из-за этого. Повествование о нем – вторая сюжетная линия романа. Грину и группе удаются все новые и новые теракты благодаря помощи неизвестного, подписывающего свои записки-наводки ТГ. Параллельно из Петербурга приезжает новый вице-директор Департамента полиции по политическим делам, князь Пожарский, в итоге оказавшийся ТГ, предателем, использовавшим террористов для ликвидации конкурентов-карьеристов. Фандорин распутывает этот клубок, при этом оказываясь в жерновах чиновничьих интриг и неоправданной жестокости как со стороны полиции, так и со стороны революционеров.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция

Россия, 17 в.

Освободительное движение Минина и Пожарского (может восприниматься и как будущее торжество купечества над дворянством)

С начала 17 в. в России постепенно росло влияние купечества, которое постепенно становилось более влиятельным сословием, нежели дворянство.

Россия, 19 в.

Революционное движение (неоправданная жестокость, но закономерно как ответ на антинародную политику царизма), чиновничество (свойственна ограниченность, карьеризм), Политическая полиция [Охранное отделение, жандармерия] (непорядок в работе, использование жестоких методов, антипатии в народе, но в этой среде  есть  люди, искренне пошедшие служить во благо России)

Россия похожа на болеющий, плохо функционирующий организм. Внутренняя ситуация в стране тревожная: чувствуется скорое возможное наступление революции. Создаются партии, боевые группы, отличающиеся профессионализмом и жестокостью. Но большинство революционеров пошло на подобное из-за злобной, тупой несправедливости, с которой они сталкивались в жизни. С другой стороны, силы, противостоящие им (полиция, жандармерия, Сыскное отделение и пр.) в основном состоят из беспринципных коварных карьеристов, забывших о своем долге являться честными слугами Отечества и противостоять насилию.

Общая концепция

Революция неумолимо надвигается на Россию. При условии, что существующая несправедливость социального устройства будет сохраняться и дальше, масштабных социальных потрясений не избежать. Уже сейчас идет война между революционерами и силами, защищающими существующий строй. При этом в ней не действуют никакие правила чести, благородства и милосердия.

Ключевые слова: Акунин, Статский советник, политический детектив, Россия, 17 в., Россия, 19 в., Смута, Отечественная война 1812 г., Александр II

Турецкий гамбит (1998 г.)

Турецкий гамбит
Автор: Акунин Б.
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Акунин Б. Турецкий гамбит

Акунин Б. Турецкий гамбит. М.,Захаров, 2007.

Детектив Александр II  Россия, 19 в.
Фабула Действие романа разворачивается во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Сюжет начинается с описания пребывающей на театре военных действий Варвары Суворовой, дочери довольно состоятельных родителей, которая направилась в Болгарию для встречи со своим женихом Петей Яблоковым, который отправился на войну волонтёром. В результате случайной встречи и знакомства Варвары с работником Третьего отделения Эрастом Фандориным, она оказывается в русско-румынском военном лагере. Основное действие разворачивается вокруг выявления предателя, который сообщает противнику о всех планах русского командования. В результате действий предателя русские надолго заседают под Плевной и не могут взять её в течение трёх раз. В числе подозреваемых оказывается английский журналист Маклафлин, полковник третьего отделения Казанзаки и начальник штаба генерала Соболева Перепёлкин. В результате предателем оказывается якобы французский журналист д Эвре, который на деле оказывается турецким шпионом Анваром Эфенди, который стремился проникнув в русский лагерь подтачивать силы русских войск, различными способами доставляя им неправильные сведения о противнике и сообщая о дальнейших действиях русских войск туркам. В результате Эфенди оказывается разоблачённым Фандориным, а русскими заключается мир с Турцией, который, однако, не признаётся западными странами.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, государство   Российское государство – социальный организм, развитие которого должно носить системный характер.
Россия, Московская Русь Опричнина, Малюта Скуратов (негативное отношение) Традиции государственного полицейского произвола существовали еще в Московской Руси
Россия, 19 в. Подвиги русского оружия (в истории России множество великих военных побед), дореформенная Россия, Николай I (время консерватизма и жесткого государственного контроля), Александр II (недостаточно сильный правитель), русское общество [русский народ, нигилисты] (негативное отношение к власти, являющееся закономерным и справедливым, достижение их целей станет катастрофой для России), правительство (неэффективность действий и принимаемых правительством мер), Русско-турецкая война 1877-78 гг. (трагедия, губительный характер, малые достижения при огромных потерях, политика западных стран против России),Скобелев (противоречивая фигура, выдуман толпой), Мезенцев (верный слуга России, трудящийся для ее блага), Горчаков (положительная оценка). Россия – европейская страна, вставшая в XIX в. на путь прогресса, чему способствовала эпоха Александра II, Россия может гордиться своей культурой, победами своего оружия (война 1812 г.). В то же время Россия еще не готова к демократии, не только народ, но и общество невежественно, интеллигенция и т.н. «общество» поверхностны в своем нигилизме («новые люди» Чернышевского) и патриотизме, безответственны по отношению к государству. Слабость и недостатки верховной власти (Александр II), неповоротливость российской бюрократии, глупости «героев» (Скобелев) усугубляют ситуацию – честные бюрократы (такие как Мезенцев, глава III Отделения) не в силах ее изменить. Война, связанная с идеологией «Москва - третий Рим» и достижением роковых для России панславянских целей становится для страны разорительной и малоуспешной (до этого такой же характер носила Крымская война), несмотря на успехи русского оружия (Шипкинский перевал, Плевна) и талантливых военачальников (Гурко, Тотлебен) и дипломатов (Горчаков). Эта война и связанная с ней идеология усиливает противостояние России и Запада, мешает России идти по западному пути, толкает страну к революции и хаосу. 
Общая концепция Российская империя представляет собой мощное государство со славным историческим прошлым и богатой культурной традицией, но развитию мешают проблемы, сопровождающие его на протяжении всего существования. К ним относятся прежде всего полицейский произвол, имевший место ещё во времена Ивана Грозного (опричнина, Малюта Скуратов) и продолжающийся вплоть до конца 19 века ( третье отделение – «охранка»). Тормозит развитие страны сложный и запутанный бюрократический аппарат, который своими действиями зачастую лишь ухудшает сложившееся положение. Бюрократия мешает организации в России системного развития во всех сферах жизни. В то же время появляющиеся в России нигилисты и революционеры ещё более усугубляют сложившееся положение дел в государстве. Государственному руководству необходимо сильнее прислушиваться к талантливым и честным людям, среди которых есть военачальники, государственные деятели, бюрократы и др. Во внешней политике России необходимо скорректировать или отказаться от панславянских идей и пересмотреть свои отношения с западом и всем остальным внешним миром в сторону более мирного сотрудничества и сосуществования.

 

Ключевые слова: Акунин, Турецкий гамбит, Александр II, детектив

Нечистая сила (1979 г.)

Нечистая сила
Автор: Пикуль В.С.
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Петр I, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Александр II, Октябрьская революция
Основной объект: XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: государственно-социальная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Пикуль В.С. Нечистая сила М., Вече; Аст, 2008 Роман Петр I, Екатерина II, А.С. Пушкин, Александр II, Николай II,  Октябрьская революция 1917 года, Л.Н. Толстой Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в.
Фабула Действие романа «Нечистая сила» развивается в период между революцией 1905 года и Февральской революцией. В основе романа лежит сюжет о Григории Распутине. Основное действие романа начинается после того как Григорий попадает в Санкт-Петербург, где при помощи Восторгова оказывается представлен питерским дворянам под видом старца. В Петербурге Распутин, обладая гипнотическими способностями, быстро втирается в доверие к аристократии, а вскоре и к самой царской семье. Влияние его оказывается настолько велико, что вскоре при его участии вершатся государственные дела (напр. снимаются и ставятся министры). Однако, постепенно многие начинают понимать, что Распутин ведёт себя далеко не как святой старец. Появляется категория людей, которые открыто выступают против Григория Распутина (в их числе, например, П. Столыпин, Хвостов и др.). Также параллельно с рассказом о Распутине автор ведёт повествование о главных политических событиях внутри страны (смена министров, работа государственных дум и др.) и внешней политике ( русско-японская война, Первая мировая война), в которых Николай II представлен очень слабым политическим деятелем и безвольным человеком. Действие романа заканчивается описанием         убийства Григория Распутина князем Юсуповыми и Пуришкевичем, а также следующими за этим революционными событиями 1917 года.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Россия, 9-17 вв. Рюрик (значимая фигура в русской истории), Борис Годунов (со смертью Бориса Годунова в России наступает смута и анархия), Гришка Отрепьев (ему удалось поколебать основы государственной власти – прообраз Григория Распутина), династия Романовых (династия Романовых, случайно оказавшись на престоле, смогла удержаться на нём на протяжении трёхсот лет), протопоп Аввакум (образец для подражания церковным бунтарям) На протяжении всей истории династия Романовых развивала веру народа в «доброго и премудрого царя», который защищает свой народ. Однако, на престоле оказывались слабые и безвольные цари, которые не справлялись со своими функциями. Зачастую деятельность царей распространялась лишь на свой двор и семью. Попадание такой династии на престол можно объяснить недавней смутой.
Россия, 18 в. Пётр I (прорубил окно в Европу, однако через него в Россию поползла помимо полезных для России людей, всякая нечисть), Елизавета Петровна (отсталость нравов «аристократии» при Елизавете Петровне), Екатерина II (Александра Фёдоровна в своём положении в России была сходна с Екатериной II, которой постоянно нужно было опасаться врагов), Павел I (безумный правитель) Восемнадцатый век стал временем сильных изменений в русском государстве, но эти изменения не всегда носили положительный характер. Так например, иностранцы, которым Петром был открыт широкий доступ в Россию зачастую оказывались не теми людьми, которые хотели принести пользу России, а теми, кто просто хотел заработать на её богатствах. В тоже время, ни русские монархи, ни новая русская аристократия не исполняли в должной степени свой долг перед страной.
Россия, 19 в. Кутузов (великий генерал, защищавщий своё Отечество во время войны 1812 года), Аракчеев (видный государственный деятель), Александр II (положительная характеристика внешности императора), Горчаков (проводил линию сближения с Францией), Александр III (грубый неотёсанный мужик, получивший в управление целую империю; но тем не менее император имел много положительных личных качеств, таких, например, как усердие). Россия достигла в 19 в. больших успехов, но в тоже время перенесла тяжёлые внутренние потрясения (например, восстание декабристов). Властители были малоспособны к управлению государством, хотя некоторые из них имели хорошие человеческие качества (например, Александр III). В целом развитие государства в 19 в. логично подвело его к революционной ситуации в начале 20 в.
Россия, 20 в. Николай II (слабый, неспособный управлять страной политик), Витте (большая роль Витте в российской политике; а после уменьшения влияния постоянное стремление к власти), Александра Фёдоровна (жадность императрицы, её нечестность по отношению к царю), царевич Алексей (не был сыном императора), Ходынское поле (трагедия, ставшая предвестником последующих бед России), Григорий Распутин (морально низкий человек, посредством целой череды случайностей оказавшийся в приближении царя и влиявший на политику государства), Столыпин (значимая в государстве фигура; однако его действия ограничились коротим периодом его нахождения у власти – такого сильного политика максимально быстро удалось «убрать»), Первая мировая война (началась очень удачно для России, однако, из-за тяжёлого внутреннего положения начались сбои со снабжением войск, а также падение боевого духа войск, результатом которых стали постоянные поражения и отсупления армии), Ленин (прекрасно знал и трезво оценивал события в царской России), Февральская революция (главную силу революции составили рабочие, недовольные ситуацией в стране), Октябрьская революция (стала результатом неправильной политики Временного правительства). Россия в начале 20 в. представляет собой государство, в котором царит кризис. Он выражается в неудачной внешней политике ( русско-японская война, Первая мировая война) и в трудностях во внутренней политике ( революция 1905 года, народные волнения, еврейские и немецкие погромы и т.д.). В это время у престола находится царь Николай II (находящийся под тлетворным влиянием Распутина), который своими действиями ещё более усугубляет ситуацию в стране. В тоже время талантливые люди, которые стараются навести порядок в стране (П.А. Столыпин), как можно скорее убираются из сфер большой политики – революция становится необходимой и неизбежной.
Общая концепция На протяжении всей своей истории русское государство оказывалось в состоянии кризиса, которое начиналось часто из-за неразумной деятельности царей или желания других сил ослабить или уничтожить русскую государственность. Придворная аристократия, которая должна была на себе нести основное бремя управления страной, часто не справлялась со своими обязанностями. Всегда появлялись люди, которые самозвано хотели захватить власть в свои руки и управлять государством . Основой государства в таких сложных ситуациях являлся русский народ, который выносил сложные ситуации и помогал стране выйти из кризисного положения. Так и в начале 20 в. страна находится в глубоком кризисе, что вызывает неудачи во внешних и внутренних делах государства. Только в это время мог появится и попасть в доверие к царской семье и придворному обществу такой морально низкий человек как Распутин. Пребывание Распутина в близости царской семьи и придворной аристократии показывает то, как морально разложилась власть в стране. В следствие этого, революции становятся необходимыми, так как они способны кардинально поменять власть в стране и полностью изменить жизнь простых русских людей.
Ключевые слова: Петр I, Екатерина II, А.С. Пушкин, Александр II, Николай II, Октябрьская революция 1917 года, Пикуль, роман, Л.Н. Толстой

В круге первом (1958 г.)

В круге первом
Автор: Солженицын А.И.
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, Великая Отечественная война, Октябрьская революция
Основной объект: XIII в., XVI в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Солженицын А.И. В круге первом

Солженицын А. В круге первом: Роман. М.: Изд. Эксмо, 2006 (Красная книга русской прозы). 768 с.

Роман Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр IIЛ.Н. Толстой, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ Россия, 13 в., Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в.
Фабула В основе сюжета – история, рассказывающая о попытке советского дипломата, высокопоставленного чиновника МИД Иннокентия Володина предотвратить передачу советским агентам в Америке секрета ядерной бомбы. Роман начинается с телефонного звонка Володина в Американское посольство и завершается его арестом. Арест стал возможным благодаря определению голоса Володина, которое было проведено в подмосковной «шарашке», занимающейся проблемами секретной телефонии. Отталкиваясь от этой сюжетной линии роман дает комплексную картину жизни разных страт советского общества (высшее руководство страны – Сталин, Абакумов, Поскребышев), чиновничья и писательская номенклатура (семья Макарыгиных, прокурор Славута, писатель Галахов, замаинистра Селивановский, инженер-полковник Яконов и др.), чекистов (Шикин, Мышин, Шустерман, Наделашин, Климентьев и др). Все персонажи, принадлежащие к этим группам, отрицательные, либо по своей природе, либо потому, что их такой сделала система. Представители других групп общества в большинстве случаев положительные – основные – арестанты- обитатели Шарашки – Рубин, Нержин, Сологодин, Хоробов, Спиридон, Герасимович, Челнов, Потапов и др. Хотя и среди них есть исключения – доносчики (такие как Стельмах) и бывшие гебисты (такие как Мамурин).  

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
Допетровская Русь

Кн.Игорь Святославович, поход 1185 г. (известный исторический сюжет) Церковь (роль в истории страны неоднозначна), Татаро-монгольское иго (страшное бедствие, которое церковь смогла использовать для собственной выгоды), Александр Невский (символ борьбы, святости и благородства), Иван Грозный (жестокий палач), Андрей Курбский (диссидент, противостоял деспоту)

Россия имеет древнюю и богатую историю –историю героев (кн.Игорь, Александр Невский, кн.Курбский) и диктаторов (Грозный). Дух русской культуры и религиозности – ведущий положительный фактор, татаро-монгольское иго, политиканство русской церкви, тиранство самодержавия – негативные факторы, влияющие на историю страны.
Россия, 18 в.

Петр I (жестокий тиран, его реформы важны, но являлись неумелым подражанием Европе), Екатерина Великая (жестокая правительница, стремившаяся к укреплению своей власти), Пугачев (борец с тиранией)

Реформы Петра носили противоречивый характер, поскольку являлись отходом от русских национальных традиций, хотя с и открывали дорогу просвещенному веку Екатерины, который тоже неоднозначен (эпоха народного – Пугачевского бунта)
Россия 19- начало 20 в.

Пушкин (властитель дум потомков), Толстой (великий писатель, здраво мыслил, искренний), Горький (отрицательная оценка творчества и взглядов), Декабристы (к ним отнеслись гуманно), [народники, с-д, эсеры] (стремились разрушить стабильно развивавшуюся страну), I Мировая война (тяжелое испытание, ослабившее страну и приведшее к революции), Николай II (слабый, безвольный монарх), революция 1917 г. (февраль – революция, октябрьская – переворот), установление советской власти (обман народа ради достижения своих фанатичных целей), большевики [Свердлов, Ленин, Карелин, Дыбенко] (негодяи, фанатики, подлецы и убийцы),

Эпоха XIX-начала ХХ в. – счастливое время в истории России, к 1910-м гг. социальное и духовное развитие общества достигло высшей точки. В XIX –начале ХХ в. русской интеллигенцией создается великая русская культура. Идейная основа этой культуры – тема русского народа, его просвещения и освобождения, отсюда возникновение революционного движения и поддержка его интеллигенцией. Власть при этом относилась к этому тоже интеллигентно, т.е. гуманно, репрессии были мягкие. В результате режим, раскаченный десятилетиями революционной борьбы и подточенный тяготами I Мировой войны пал в ходе февральской революции. Однако, власть не перешла народу – ее обманом и путем заговора захватили большевики.
Россия в советское время

Ленин (безжалостный циничный фанатик), Октябрьская революция, 1917 г. (торжество негодяев-большевиков, начало бедствий для России), большевики [Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Томский, Рыков, Куйбышев, Горький, Фрунзе, Буденный, Крупская, Преображенский, Серебряков, Ярославский, Крестинский, Ягода, Ежов, Орджоникидзе, Лысенко] (негодяи, враги России, уничтожавшие все лучшее в ней, недалекие и извращенно жестокие), НЭП (предвоенное, лучшее время в советской истории), внутрипартийная борьба (грызня пауков в банке за власть), политические процессы 30-х гг. (лидеры большевиков пытались загрызть друг друга), Политический режим (диктатура, тоталитаризм, доносы и шпионаж – основа сталинского режима), культ личности (навязывался повсеместно), Советская власть (характерная черта – обман и лицемерие), Репрессии [ГПУ, МГБ, ГУЛАГ, СМЕРШ, цензура, шарашка, чекисты, борьба с космополитизмом] (надуманность политических процессов, жестокость сталинского полицейского режима), советское чиновничество (торжество бюрократии, страха за свою шкуру), церковь (подвергалась жесточайшим гонениям), Сталин (карьерист, жестокий расчетливый себялюбец, грабитель и убийца, дорвавшийся до власти), ВОВ (трагедия для народа, ряд ошибок Сталина), Советская культура [наука, образование, театр, литература, создание ядерной бомбы] (все было подчинено пропаганде интересов власти и ее возвеличивания, не могла развиваться в условиях жесточайшей цензуры), Советская интеллигенция (неприятие советской власти, лицемерия и раболепства перед Сталиным)

После победы большевистской власти Сталин шаг за шагом устанавливает режим личной диктатуры в правящей партии, используя слабости других большевистских лидеров и саму атмосферу, которая возникла в стране после Гражданской войны. Становление сталинского режима неразрывно связана с началом политических процессов в стране, свертыванием НЭПа, коллективизацией. В условиях сталинского режима происходит дальнейшая деградация России: ее культуры, ее народа, ее элиты. Сталинский режим (важную роль в котором и грает сама зловещая личность диктатора) представляет собой тоталитарное общество, пропитанное ложью в котором отсутствует место для свободы человека. Школьное и вузовское образование ставят целью не передачу знаний, а идеологическое воспитание советского человека, которому на протяжении всей жизни государство промывает мозги (прессой, политучебой и т.п.). Для контроля над жизнью человека существуют различные инструменты – ГПУ (МГБ), партия, профсоюзы и др. Основой сталинского политического режима является всеобщая система шпионажа и доносов, в духе которой воспитывается и молодое поколение. В этих условиях политическая элита давно подвержена моральной деградации, искусство и литература обслуживают идеологию, церковь прославляет власть. Режим потребительски относится к населению – миллионы людей содержаться в лагерях, в ходе Великой отечественной войны режим пошел на многочисленные бессмысленные жертвы, народ спас страну, но ее потерял, поскольку режим еще более укрепился, в стране активно идет подготовка к новому 1937 г. Сталинский режим агрессивен и на внешнеполитической арене: широко практикуются убийства оппонентов режима за рубежом, проводятся чистки в коммунистических партиях подконтрольных государств, подвергаются анафеме отступники в рядах социалистического лагеря, но, главное, режим готовится к развязыванию новой войны, целью которой является мировое господство, для этого ему жизненно необходимо обладание ядерным оружием.

Единственная оппозиция режиму – это советская, русская интеллигенция, воспитанная на гуманистических традициях русской классической литературы, не приемлющая основных методов сталинской политики. Внутри интеллигенции идет напряженная духовная жизнь – споры о путях развития страны, в этих спорах рождается понимание необходимости сопротивления режиму, поисков путей его уничтожения. Постепенно и по разному от слов люди переходят к действиям.

Общая концепция Россия имеет древнюю и великую историю, в ней сильны и стремление элиты к духовной свободе и традиции рабства по отношению к государству. Революция 1917 г. – была итогом деятельности русской интеллигенции, стремящейся к большей свободе, но страна оказалась к ней не готова – власть захватили темные силы – большевики. Тоталитарная власть большевиков в эпоху сталинской диктатуры привела к порабощению народа, деградации нации, но духовные искания советской интеллигенции создают основу для начала новой борьбы за свободу. 

 

Ключевые слова: Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Л.Н. Толстой, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ

Архипелаг ГУЛАГ (1967 г.)

Архипелаг ГУЛАГ
Тип источника: Художественная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, А.С. Пушкин, Екатерина II, Николай II, Александр II, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Таблица 1. 

Автор

Название Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес Жанр Ключевые локальные объекты памяти Ключевые основные объекты памяти
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт художественного исследования: В 3 т. М.: Вагриус, 2008.

Т 1: Ч. 1-2.- 592 с. (Усл. печ. Л. 31,1. Тираж 5000).

Т. 2: Ч. 3-4.- 640 с. (Усл. Печ. Л. 33,6. тираж 5000).

Т. 3: Ч. 5-7.- 688 с. (Усл. Печ. Л. 36,12. Тираж 5000)

Документально-художественная эпопея. Иван Грозный, СмутаПетр I, Отечественная война 1812 г.А.С. Пушкин, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ  
Фабула

Книга посвящена истории репрессий, проводимых в годы Советской власти с 1918 по 1956 гг. Автор выступает не только в качестве исследователя, но и является непосредственной жертвой репрессивного аппарата эпохи сталинизма. Помимо собственных впечатлений автор использует обширный объем свидетельств и исторических исследований. ГУЛАГ в глазах писателя – некое государство в государстве со своими законами, нравами и психологией, во многом чуждыми «нормальному» миру, но при этом иногда более закономерными.

Помимо описания жизни в сталинских лагерях, Солженицын рассуждает об истории России, чудовищных изменениях в стране после 1917 г., о причинах той катастрофы, которая обрушилась на страну в 20-50-е гг. и привела к гибели наиболее умной и прогрессивной части общества. Также автор пишет о нравственно-религиозном аспекте происходившего и происходящего в России, о гибельности лицемерной и антигуманной коммунистической идеологии для страны, о торжестве негодяев и подлецов. Весь Советский период истории характеризуется автором резко отрицательно.

 

Таблица 2. Объекты исторической памяти

Основные объекты исторической памяти

Локальные объекты

Историческая концепция
История России до октября 1917 г. Татаро-монгольское нашествие (тяжкое испытание для народа), Иван Грозный (жестокий деспот, укреплявший свою власть), Смутное время (голод, страшное испытание для народа), Петр Первый (деспот, тиран), Екатерина Вторая (достаточно мудрый и либеральный правитель, хотя в случае угрозы своей власти могла пойти на репрессии), Пушкин (величайший поэт России), Александр Второй (значимость его реформ для развития России велика, однако он не смог довести их до конца), Отмена крепостного права 1861 г. (была нужна не крестьянам, а либералам), Столыпин (талантливейший реформатор, истинный патриот, жертва придворных интриг), Николай Второй (добрый, но слабый правитель, поэтому не смог защитить Россию от зла большевизма), Первая Мировая война (несмотря на все тяготы, у России были силы победить в ней), Февральская революция 1917 г. (непонятная и противоречивая, стала предвестником катастрофы).

На протяжении всей своей истории русский народ терпел немалые бедствия. В 13 веке тяжелым грузом на народные плечи легло татаро-монгольское иго. После свержения ига народ всю последующую историю значительно «давился» самовластными правителями, среди которых можно выделить жестокого Ивана Грозного. В безвластье начала 17 в., в период Смутного времени, на страну обрушился страшный голод, унесший жизни множества людей.

Через полтора века сравнимой жестокостью отличался Петр Первый: он сурово расправлялся с раскольниками, несмотря на гибель множества людей, строил для нужд империи каналы и города, вел кровопролитные войны. Правившая в конце 18 в. Екатерина Вторая была более мягким властителем, хотя и могла посадить в крепость без суда (Новикова).

Начиная с 19 в. жизнь простого крестьянства была вполне сносной. В Отечественную войну 1812 г. народ не подвергался какой-либо повышенной эксплуатации или репрессиям. Крестьяне жили сыто, поэтому отмена крепостного права, состоявшаяся в 1861 г. под давлением либералов, плохо разбиравшихся в жизни реалиях страны, не была им особо нужна. Проводивший реформу Александр Второй был едва ли не лучшим правителем России, провел целый ряд реформ, имевших позитивное значение для развития страны. При этом монарх отличался мягким нравом и не сумел справиться с ростом революционного движения. Подобной же мягкостью отличался и последний Романов, Николай Второй, безвольный и слабохарактерный. Александр и Николай стали жертвами террора из-за того, что не умели быть жестокими суровыми с бунтовщиками. К ним можно прибавить и видного деятеля начала XX в. П.А. Столыпина, не являвшегося угнетателем, а также ставшего жертвой революционера. Деятельность таких людей, как Столыпин, позволяла России развиваться и процветать даже в Первую Мировую войну. Но ей на смену пришла непонятная и противоречивая Февральская революция, ставшая тревожным знаком перед приближающейся катастрофой октября 1917 г.
История России после октября 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. (главная трагедия в истории России), Гражданская война (развязана большевиками с целью уничтожения подлинно русских сил), Ленин (жестокий фанатик, который не остановится ни перед чем на пути к своему антирусскому идеалу), Сталин (жестокий, коварный правитель, возможно был агентом охранки, проводил бездарную и исключительно кровавую политику), ВОВ (подвиг народа, но одновременно продолжение расправы Сталина со своими врагами и продолжение репрессий в отношении население; можно понять, почему многие воевали против Красной армии), Жуков (главный военачальник ВОВ), Хрущев (лишь незначительно ослабил гнет сталинского режима, в основном все осталось по-прежнему).

Октябрьская революция является главной трагедией в истории России. Злодеяния прежних монархов оказываются никчемными в сравнении с жестоким и беспощадным красным террором. Начало ему было положено сразу после октября 1917 г. Создание мощного репрессивного аппарата – это еще дело Ленина, которое его приемник, Сталин, довел до высшей точки. Репрессивная машина начала работать в полную силу уже в развязанную большевиками кровопролитную Гражданскую войну. В ходе нее было уничтожено множество поистине выдающихся деятелей России.

В последующие годы степени жестокости и бесчинства власти все более и более повышались. Народ морили голодом во времена коллективизации, Сталин безжалостно расправлялся с любым намеком на инакомыслие, миллионы невиновных отправлялись в тюрьмы ГУЛАГа. Даже в Великой Отечественной войне, и без того нанесшей сильнейший удар по стране, государственная репрессивная машина продолжала действовать, сгнаивая в лагерях доблестных защитников страны. Кроме этого, безграмотное командование стало причиной ненужной гибели миллионов солдат. Ненависть к режиму была настолько сильной, что многие начинали воевать против Красной армии, и они достойны не презрения, а уважения, так как захотели скинуть с себя рабские цепи.

Современникам казалось, что с приходом после смерти Сталина к власти Хрущева ситуация поменяется, но все осталось по-прежнему: могут посадить ни за что, чудовищные условия жизни за колючей проволокой, народ бесправен и беззащитен перед своеволием власти, даже внешне мало отличающейся от прежней.
Общая концепция

Несмотря на все тяготы и невзгоды, до 20 в. жизнь в России была вполне сытой и счастливой. Конечно же, случались периодические бесчинства и несправедливость власти, нашествия иноземцев, кровопролитные войны. Однако силы неписаных нравственных законов, во многом сформулированных и утвержденных в сознании народа христианством, хватало для предотвращения краха России. Все изменилось в 1917 г. с приходом к власти большевиков.

Советская власть является ничем иным, как убийцей настоящей России. Все ее действия всегда были направлены против народа и страны. Октябрьский переворот повернул дотоле процветающее государство вспять, навстречу варварству и средневековой жестокости. В наибольшей степени это проявилось в организации ГУЛАГа, системы лагерей, где в нечеловеческих условиях трудятся миллионы заключенных, являющихся бесплатной рабочей силой для Сталина и его приспешников.

 

Ключевые слова: Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Отечественная война 1812 г. А.С. Пушкин, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ

Цареубийца (1991 г.)

Режиссер: Карен Шахназаров
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Николай II, Александр II
Основной объект: XX в.
Ключевые слова: Цареубийца, Николай II, фильм

Бедная Настя (2003 г.)

Режиссер: Пётр Штейн, Алла Плоткина, Пётр Кротенко, Станислав Либин, Екатерина Двигубская, Александр Смирнов
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: Бедная Настя, Александр II, сериал

Любовь императора (2003 г.)

Режиссер: Александр Орлов, Светлана Гуральская, Татьяна Егорычева
Ссылка: https://www.kinopoisk.ru
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание: Ключевые слова: Любовь императора, Александр II, сериал

Турецкий гамбит (2005 г.)

Режиссер: Джаник Файзиев
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: Турецкий гамбит, Александр II, фильм

Романовы (2013 г.)

Режиссер: Максим Беспалый
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Описание: Ключевые слова: Романовы, Александр II, сериал

Виктория (2016 г.)

Режиссер: Джеффри Сакс, Оливер Блэкберн, Том Вон
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Ключевые слова: Виктория, Александр II, сериал

Союз спасения (2019 г.)

Режиссер: Андрей Кравчук
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Кинофильмы
Локальный объект памяти: Александр II, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Ключевые слова: Союз спасения, Александр II, фильм

История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса (1998 г.)

История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса
Автор: Юрганов А.Л., Кацва Л.А.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Смута, Петр I, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в.
Концепция: национально-либеральная
Описание: Ключевые слова: Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Иван Грозный, Петр I, Смута, учебник, Юрганов, Кацва

История России, конец XVII-XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений (2014 г.)

История России, конец XVII-XIX век : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений
Автор: Буганов В.И.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVIII в., XIX в., XX в.
Описание: Ключевые слова: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, Николай II, Отечественная война 1812 г., Петр I, Ф.М. Достоевский, М.И. Кутузов, Буганов, Учебник

История России : С древнейших времен до наших дней : Учебник (1999 г.)

История России : С древнейших времен до наших дней : Учебник
Автор: Орлов А.С.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание: Ключевые слова: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., Орлов, Учебник, Великая Отечественная войны, Смута, Александр Невский, М.И. Кутузов

История России : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : углубленный уровень. Ч.2. XVIII – XIX века. (2015 г.)

История России : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций : углубленный уровень. Ч.2. XVIII – XIX века.
Автор: Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Петр I, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, Александр II, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVIII в., XIX в.
Описание: Ключевые слова: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Петр I, М.В.Ломоносов, Александр II, Е.И. Пугачев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, учебник

История России, XX — начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений (2007 г.)

История России, XX — начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений
Автор: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Николай II, Александр II, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание: Ключевые слова: Петр I, Отечественная война 1812 года, Октябрьская революция, Николай II, Л.Н. Толстой, И.В. Сталин, Великая Отечественная война, В.И. Ленин, Александр II, А.С. Пушкин, Данилов, Косулина, Брандт, учебник

История России. XIX – начало XX века. 8 класс (2015 г.)

История России. XIX – начало XX века. 8 класс
Автор: Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Смута, В.И. Ленин, Петр I, Д.И. Менделеев, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание: Ключевые слова: Екатерина II, М.И. Кутузов, Петр I, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Смута, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Николай II, Л.Н. Толстой, А.В. Суворов, Данилов, Клоков, Кузнецова, учебник

История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М., 2008. (2008 г.)

История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М., 2008.
Автор: Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В.
Тип источника: Учебная литература
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И.  Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута. 

Ключевые слова: А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута

Социологический опрос "Карта памяти современного российского общества" (2020 г.)

Социологический опрос "Карта памяти современного российского общества"
Тип источника: Социологические опросы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Описание:

Сайт "История России и мировая история"

Сайт "История России и мировая история"
Ссылка: https://www.istmira.com
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Концепция: национально-либеральная
Описание:

Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.

Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.

Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.

Ключевые слова: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский, Сетевые ресурсы

Википедия (2001 г.)

Википедия
Ссылка: https://ru.wikipedia.org
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.
Описание:

"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов. 

Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.

Ключевые слова: Википедия, сетевой ресурс, А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский

История России (https://istoriarusi.ru/)

История России (https://istoriarusi.ru/)
Ссылка: https://istoriarusi.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Екатерина II, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XIII в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

"История России" - сайт, содержащий краткие справки об основных исторических событиях и исторических деятелях. Структурирован по хронологическим периодам. Основная направленность статей - государственно-патриотическая, хотя отдельные статьи проводят либеральную историческую концпецию. Сайт написан со множеством фактологических и грамматических ошибок.

Локальные объекты памяти: Петр I, Екатерина II, Александр II, Отечественная война 1812 г., Смута, И.В.Сталин, Иван Грозный, В.И.Ленин, Александр Невский, А.С.Суворов.

Ключевые слова: Петр I, Екатерина II, Александр II, Отечественная война 1812 г., Смута, И.В.Сталин, Иван Грозный, В.И.Ленин, Александр Невский, А.С.Суворов, сетевой ресурс

Российская империя (2005 г.)

Российская империя
Ссылка: https://www.rusempire.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Александр Невский, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Екатерина II, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II
Основной объект: XIII в., XVI в., XIX в., XX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Несмотря на свое название ресурс "Российская империя" охватывает своим содержанием также период доимперской России и советского государства. На сайте помимо обширных статей (часть из них - выдержки из учебных пособий или энциклопедий) также размещена обширная коллекция фотографий, видео. На сайте есть вспомогательные разделы, посвященные наградам, орденам, военным конфликтам, исторической хронологии и т.д.

Локальные объекты: Александр Невский, Александр II, Екатерина II, Петр I, И.В.Сталин, Николай II, В.И.Ленин, Е.И.Пугачев.

Ключевые слова: Александр Невский, Александр II, Екатерина II, Петр I, И.В.Сталин, Николай II, В.И.Ленин, Е.И.Пугачев, сетевой ресурс

Сайт "Русская история" (2012 г.)

Сайт "Русская история"
Ссылка: https://www.ruistor.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Смута, Петр I, Екатерина II, Николай II, Александр II, Великая Отечественная война, Октябрьская революция
Основной объект: XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание:

"Русская история" (https://www.ruistor.ru) - образовательный ресурс по русской истории. Основные разделы сайта: "История России" (правители и выдающиеся личности определенного периода истории России, армия, битвы и сражения, культура и религия), "История от народа" (легенды, предания, былины, песни и сказки) и "Приложения" (сведения зарубежных и отечественных историков и хронистов о славянах и о Руси, битвы русского народа, различные материалы по истории). В подразделах "Романовы" и "Рюриковичи" имеются схематичные генеалогические древа, являющиеся в то же время картами ссылок на подробные биографии исторических личностей. Ресурс выполнен в бело-бежевом цвете с элементами зеленого.

Локальные объекты памяти: Смута, Петр I, Екатерина II, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, Великая Отечественная война.

Основные объекты памяти: Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.

Ключевые слова: Смута, Петр I, Екатерина II, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, Сетевые ресурсы

История России до 1917 г. http://russiahistory.ru/ (2013 г.)

История России до 1917 г. http://russiahistory.ru/
Ссылка: http://russiahistory.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, Петр I, Николай II, Александр II, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Основной объект: IX в., X в., XI в., XII в., XIII в., XIV в., XV в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание:

Сайт "История России до 1917 г." содержит, преимущественно справочный материал по истории России указанного периода. Это схемы, таблицы, энциклопедические статьи. Присутсвует большое количество видеолекций и текстовых расшифровок таких лекций или радиопередач. Однако, при большом количестве материала, история России в нём освещена не равномерно. Скорее всего, это следствие случайной наполняемости сайта материалами, без какой-либо чёткой программы. Среди интересующих нас объектов исторической памяти выявлены следующие: Петр I, Николай II, Отечественная война 1812 г., Кутузов М. И., Иван Грозный, В. И. Ленин, Александр Невский, Александр II.

Ключевые слова: Петр I, Николай II, Отечественная война 1812 г., Кутузов М. И., Иван Грозный, В. И. Ленин, Александр Невский, Александр II.

Портал История мира https://istoriyamira.ru/

Портал История мира https://istoriyamira.ru/
Ссылка: https://istoriyamira.ru
Тип источника: Сетевые ресурсы
Локальный объект памяти: Смута, И.В. Сталин, Петр I, М.В. Ломоносов, Екатерина II, Николай II, Александр II, А.В. Суворов, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г.
Основной объект: XIII в., XVI в., XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.
Описание:

Портал "История мира" содержит материалы по всеобщей истории. При этом на сайте отсутсвуют какие-либо обширные курсы по тому или иному периоду в истории регионов мира. Сайт представляет своего рода фрагментарный набор по истории случайных сюжетов из истории. Это могут быть войны, может быть история отдельного города (Царского села, например). На сайте не очень удобный поиск, что усложняет работу с его материалами. Среди интересных нам объектов исторической памяти на сайте есть следубщие: А. В. Сувовров, Александр II, Екатерина II, И. В. Сталин, М. В. Ломоносов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута

Ключевые слова: Ломоносов М. В., Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Сталин И. В., Екатерина II, Александр II, Суворов А. В.

Выставка "Александр II Освободитель" в Государственном историческом музее к 200-летию со дня рождения (2018 г.)

Выставка "Александр II Освободитель" в Государственном историческом музее к 200-летию со дня рождения
Ссылка: https://shm.ru
Тип источника: Коммеморации
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Концепция: государственно-патриотическая
Описание:

Выставка состоялась в 2018 году Государственном историческом музее при участии Государственного Эрмитажа, Государственного музея–заповедника "Царское Село", Егорьевского историко–художественного музея, Государственного архива Российской Федерации.

Ключевые слова: Александр II, Государственный исторический музей, выставка, юбилей

Памятник Александру II Освободителю в Москве (2005 г.)

Памятник Александру II Освободителю в Москве
Тип источника: Монументальная скульптура
Локальный объект памяти: Александр II
Основной объект: XIX в.
Ключевые слова: Александр II, памятник, монументальная скульптура