М.И. Кутузов в коллективном историческом сознании россиян прочно ассоциируется с победами русского оружия в целом и Отечественной войной 1812 года в частности. Именно эти стороны его образа чаще всего находят воплощение в массовых источниках формирования национальной памяти. На страницах нарративных источников находит отражение его боевой путь и зачастую подчеркивается нелояльное отношение к полководцу императора Александра I. Также и в учебной литературе, и в сетевых ресурсах говорится о том, что к поражению под Аустерлицем М.И. Кутузов имеет опосредованное отношение, т.к. фактически армией не руководил. К личности М.И. Кутузова в постсоветской России часто обращаются кинематографисты, что отчасти связано с выходом ряда фильмов, приуроченных к празднованию 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, 17 ноября 1994 года было выпущено постановление правительства Российской Федерации о праздновании 250-летия со дня рождения М.И. Кутузова.
Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Сайт http://russiahistory.ru представляет собой просветительский проект, основанный в 2013 году и посвящённый истории России. На главной странице сайта представлена схема, посредством которой осуществляется навигация по сайту. Сайт содержит следующие основные рубрики: Классические лекции, библиотека, эпохи, Российский исторический словник, фото и иллюстрации. Каждая из рубрик подразделяется на ряд более узкоспециальных составляющих. Самые обширные рубрики: Библиотека, Фото и иллюстрации. Строго научным данный проект назвать нельзя. Наряду с работами профессиональных историков на портале рамещены работы Э. Радзинского. Информация на сайте предствалена в текстовом и визуальном форматах. Цветовая гамма исполнения - бело-голубые тона. Благодаря большому количеству таблиц и схем по истории, сайт может быть полезен школьникам и студентам.
Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Сайт "История России" (https://history.com.ru) позиционирует себя как портал об истории России от Древней Руси до Российской Федерации. Он исполнен в бело-черных тонах с элементами желтого с красным. Ресурс разделен на такие основне блоки, как "Киевская Русь", "Удельная Русь", "Русское царство", "Российская Империя", "СССР" и "Россия". Каждый раздел содержит статьи о событиях и личностях конкретной эпохи и сопровождается красочными иллюстрациями. Сайт предоставляет возможность удобного поиска по материалам.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Е.И. Пугачев, Екатерина II, Николай II, Октябрьская революция, И.В. Сталин, Отечественная война 1812 года, Петр I, М.И. Кутузов.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
Сайт "История России до 1917 г." содержит, преимущественно справочный материал по истории России указанного периода. Это схемы, таблицы, энциклопедические статьи. Присутсвует большое количество видеолекций и текстовых расшифровок таких лекций или радиопередач. Однако, при большом количестве материала, история России в нём освещена не равномерно. Скорее всего, это следствие случайной наполняемости сайта материалами, без какой-либо чёткой программы. Среди интересующих нас объектов исторической памяти выявлены следующие: Петр I, Николай II, Отечественная война 1812 г., Кутузов М. И., Иван Грозный, В. И. Ленин, Александр Невский, Александр II.
Сайт создан рабочей группой вологодских историков. Основное наполнение сайта - материалы, относящиеся к истории России из академической "Всемирной истории" в 10 тамх (М., 1955-1965). Среди интересующих нас объектов исторической памяти присутствуют следующие: Пушкин А. С., Александр Невский, Ленин В. И., Екатерина II, Сталин И. В., Толстой Л. Н., Ломоносов М. В., Кутузов М. И., Отечественная война 1812 г., Достоевский Ф. М.
Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.
Торжества по случаю 200-летия Бородинского сражения (2 сентября 2012 года)
Екатерина II, М.И. Кутузов, Петр I, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Смута, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Николай II, Л.Н. Толстой, А.В. Суворов.
М.И. Кутузов, Александр Невский, Смута, Октябрьская революция, Иван Грозный, Николай II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.В. Сталин, А.В. Суворов, Великая Отечественная война.
В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута.
Памятник установлен в 1997 году к 185-летию Отечественной войны 1812 года. находится на Ташкентской улицев в Москве.
Таблица 1.
Автор | Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Домбровский Ю.О. | Факультет ненужных вещей | Домбровский Ю.О. Факультет ненужных вещей // Домбровский Ю.О. Хранитель древности. Факультет ненужных вещей: Романы. М.: Эксмо, 2005. С. 247-734. | Роман | Иван Грозный, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, В.И. Ленин, И.В. Сталин | |
Фабула |
Действие романа происходит в 1937 году в Алма-Ате. Главный герой романа, Георгий Николаевич Зыбин, тридцатилетний историк, сотрудник краеведческого музея в Алма-Ате. Он долго пытался не видеть, не понимать логики происходящего вокруг - глухих арестов, показательных процессов. Зыбину, воспитанному на гуманистической культуре, с которой европейский мир вошел в XX столетие, непросто поверить в тотальное одичание людей. В легкость, с которой завоевываются души людей последышами Великого Инквизитора. Незнакомые рабочие приносят в музей находку - горсть золотых бляшек, часть найденного ими клада, убедившись, что найденное ими действительно археологическое золото, рабочие бесследно исчезают. Клад для музея потерян. О случившемся сообщают в НКВД. Следователь Нейман намерен добыть материал для грандиозного - по образцу московских - показательного процесса по делу массового вредительства в сфере культуры. Зыбина арестовывают и допрашивают. В камере он много общается с соседями, думает о том, что происходит с ним, со страной и человечеством. Зыбин решил бороться против бесправия и самовластия особистов, цепных псов режима, в том числе и голодовкой. Следствие затягивается. Неожиданно в деле всплывает фигура брата Неймана, начальника следственного отдела Прокуратуры СССР, известного писателя. Это все осложняет. Тем более, что у Неймана конфликт с прокурором Мячиным, считающим идею показательного процесса бредом. Нейман решает самостоятельно добыть неопровержимые улики против Зыбина и повторяет маршрут Зыбина по степи. Во время путешествия его настигает известие о смене руководства в управлении НКВД, об арестах следователей и о том, что он срочно вызывается в управление. Это конец, понимает Нейман. Последние часы на свободе он решает провести у случайно встреченной знакомой буфетчицы и обнаруживает у нее то самое археологическое золото. Зыбина освобождают. Первым, кого он встретил, выйдя из здания управления НКВД, оказывается Нейман, теперь уже бывший следователь. Они идут в парк выпить за освобождение, а там к ним присоединяется Корнилов, коллега Зыбина по работе в музее, являющийся при этом осведомителем НКВД. Этой картиной роман и заканчивается. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти.
Основные объекты исторической памяти | Локальные объекты | Историческая концепция |
Россия, 16 в. | Иван Грозный (жестокий деспот) | Автор пишет о жестокости Ивана Грозного, татар |
Россия, 18 в. | А.В. Суворов | Если придерживаться теории признания роли личности в истории, то Суворова можно назвать великим. |
Россия, 19 в. | М.И. Кутузов |
Если придерживаться теории признания роли личности в истории, то Кутузова можно назвать великим. |
Россия, 20 в. | В.И. Ленин, И.В. Сталин |
Эпоха сталинизма – страшное и жестокое время. Беспощадность репрессивного аппарата, процветание в обществе лицемерия, стукачества, страха и ненависти. Никто не чувствует себя в безопасности: ни простой рабочий, ни старший следователь. Даже сам всевластный Сталин, грозный творец этого ада, несчастлив, его изнутри буквально разъедает гипертрофированная мнительность, он никому не верит и никого не любит. Лозунговое сознание, активно внедряемое пропагандой, борется со стремлениями осмыслить происходящее, делает и так уже ставшие догмой все произносимые Сталиным мысли. Тех, кто отказывается это принять, ждет неизбежная кара – арест, допросы, лагеря, ГУЛАГ, гибель. |
Общая концепция | В центре внимания автора – исследование феномена эпохи Сталина, являющейся, по его мнению, самой трагичной в истории России. Даже жестокости Ивана Грозного и режим полицейского государства 19 в. по своим ужасам уступают ей. Сталин – подлинный антихрист, подчинивший своему злому гению не только все происходящее в стране, но и мысли людей, их чувства. Система, созданная им, безжалостно борется с Человеком, превращая его в послушный винтик. При этом она требует новых и новых жертв, а, кроме того, у нее много сторонников, что делает ее непобедимой. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Толстой Л.Н. | Война и мир |
Толстой Л.Н. Война и мир: Т. I-II. М.: Эксмо, 2008.- 925 с. (Библиотека Всемирной литературы). (Усл. печ. л. 48,72, Доп. тираж 5000) Толстой Л.Н. Война и мир: Т. III-IV. М.: Эксмо, 2008.- 928 с. (Библиотека Всемирной литературы).[1] (Усл. печ. л. 48, 72; Доп. тираж 5000). [1] выходные данные анализируемого издания |
Роман | А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Отечественная война 1812 года |
Россия, 18 в. Россия, 19 в. |
Фабула | Роман-эпопея описывает события первой четверти 19 в. В центре внимания автора – история нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. Однако масштаб повествования намного шире, в романе огромное количество персонажей (70 лиц, характеры которых разработаны, и около 500 эпизодических). Судьбы героев разворачиваются на фоне исторических событий: возвеличивание Наполеона, первое столкновение его армии с русскими войсками, трагедия Аустерлица, реформы Сперанского, поход Наполеона в Россию, Бородинское сражение, оставление Москвы и пожар в ней, партизанское движение. Наиболее положительными героями, по мнению автора, являются Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский. Во многом через их постепенное духовное прозрение Толстой выражает свои оригинальные философские взгляды. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 18 в. | Павел Первый (личная неприязнь побеждала государственный интерес, но в народной памяти остался как «добрый царь), Суворов, Альпийский поход Суворова (Суворов - величайший русский полководец), Потемкин (роль в истории и развитии России значима). |
Конец 18 в. – время славных военных побед, которые стали возможны благодаря гению Суворова и, в меньшей степени, Потемкина. 18 в. – время социального противостояния между крестьянами и дворянством. Павел Первый заслужил народную любовь тем, что принял сторону народа, хотел дать ему волю, за что и был убит дворянами. С другой стороны, из-за ненависти к матери, он отправил в отставку многих талантливых государственных и военных деятелей. |
Россия, 19 в. | Указ о Вольных хлебопашцах (практически не применялся), Аустерлиц [кампания 1805 г., Тильзитский мир] (Россия была не готова и поэтому позорно ее проиграла), Финляндская война 1808-1809 гг. (не нужна России), Отечественная война 1812 г. [Бородинское сражение, совет в Филях, Наполеон, Бенигсен, Ермолов, Давыдов, Барклай де Толли, русская армия, русский народ, партизанская война, пожар в Москве, оставление Москвы] (Россия была не готова к войне, были многочисленные ошибки командования, но благодаря духовной силе народа, мы победили), масоны (мелочные и лицемерные люди, прикрывающиеся ореолом таинственности и благородства), Сперанский (выдающийся реформатор), крестьянство [крепостное право] (закрепощенное и угнетаемое крестьянство оставалось необразованным), Александр Первый (от его действий не зависит судьба страны и народа), Кутузов (великий полководец, любимый народом, выразитель народной воли, хотя и совершал ошибки), Багратион (бездеятельный, бесталанный). |
Россия вела против Наполеона две войны: в 1805-1807 гг. и 1812 г. Первая была ненужной борьбой за чужие интересы, за защиту монаршей гордости. В ней не было народного духа, лишь соперничество честолюбивых стремлений, поэтому Россия ее и проиграла (безграмотное командование и плохое снабжение войска – второстепенные причины). Война 1812 г., наоборот, была Отечественной, народной. В ней честолюбию Наполеона противостояли не Александр и его полководцы, а великий русский народ, поэтому французы были обречены. Кутузов великий полководец именно потому, что он бы выразителем народной воли и был един с духом народа. По той же причине партизане действовали не менее успешно, чем армия. В мирной жизни царит власть ложных ценностей, выразителями которых становится лицемерный высший свет, масонство, всеобщий карьеризм и стремление к богатству.[1] Существующее в 1-й четверти 19 в. общественное устройство является несправедливым: в первую очередь, из-за крепостничества. Помещики чужды народу и неразумны: желая облегчить жизнь крестьян, сами того не понимая, они делают ее еще тяжелей. [1] Каждый из ведущих героев произведения проходит через испытания этими ложными ценностями. В этом им помогают встречи с простыми, искренними и духовно чистыми людьми (Тушин, Платон Каратаев, Наташа). |
Общая концепция | Неустроенность общества как в 18, так и в 19 в., происходит, прежде всего, от того, что представители правящего класса, дворяне, не стремятся удовлетворить действительно жизненно необходимые потребности людей, а занимаются междоусобной грызней и мелочными заботами. Они не могут воскресить в себе национальное начало, понять народ, который является истинным выразителем русской души, национальной мощи. Отечественная война была выиграна потому, что на короткое время удалось достигнуть этого единства: мужики и дворяне сражались бок о бок против общего врага. Победа в 1812 г. – победа народа, а не полководцев. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Приставкин А. | Ночевала тучка золотая | Приставкин А. Ночевала тучка золотая: Повесть. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. | Повесть | Иван Грозный, Е.И. Пугачев, Л.Н. Толстой, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов, И.В. Сталин, ВОВ | Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | Книга рассказывает о глубоко трагичной судьбе двух ребят‑детдомовцев, эвакуированных во время Великой Отечественной войны на Кавказ...- Кольки и Сашки Кузьменышей. Детдом возглавляет директор Петр Анисимович, одна из воспитательниц Регина Петровна (положительные персонажи). На Кавказе они оказываются в детдоме, расположенном на территории депортированного чеченского села, рядом расположен колхоз и перерабатывающий завод, на котором работают переселенцы: Вера (положительный персонаж), Демьян и Илья (противоречивые персонажи) и др. Уклонившиеся от депортации чеченцы ведут войну с силами войск НКВД, а также осуществляют партизанские вылазки и диверсии против русских колонистов занявших их землю (в том числе и детдомовцев, их воспитателей, переселенцев). В ходе этой борьбы вместе с многочисленными чеченцами гибнут Вера, Петр Анисимович и Сашка (чеченцы его не только убивают, но и глумятся над его телом). Колька спасает жизнь чеченскому мальчику Алхузуру, который затем спасает жизнь Кольки, затем в новом детдоме Алхузур становится братом Кольки вместо убитого Сашки, детдом эвакуируют из Чечни. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 16 в. | [Иван Грозный, опричники] (обязательный объект для изучения в советских школах, где оцениваются положительно) | Иван Грозный, опричники в сталинскую эпоху навязывались школьникам в качестве положительных героев российской истории. |
Россия, 18 в. | Пугачев (положительная оценка бунтовщика навязана сталинской идеологией) | Личность бунтовщика Пугачева показывалась советским школьникам положительно. |
Россия, 19 в. | Хаджи-Мурат, Шамиль (проблема Кавказа существует с 19 в.), [Толстой, Лермонтов] (гениальные писатели, которые в своих произведениях затрагивали проблемы русской истории), [война 1812 г., Кутузов] (был далёк от простых солдат), быт (богатство доревоюционного дворянства, которое могло позволить себе съездить на Кавказ только для того, чтобы поправить собственное здоровье). | Русская классическая литература многократно обращалась к теме Кавказа в эпоху его присоединения к России, образы сформулированные в ту эпоху являются важным источником формирования представлений о Кавказе и его народах людей ХХ века. Из той же литературы видно, что формы национальной борьбы, ее методы, восприятие чеченцами русских также уходят корнями в XIX в., в дореволюционное время, впрочем то время – «золотой век» в сравнении с бытом советской страны. |
Россия, 20в. |
Коллективизация (носила грабительский характер коллективизации, имела тяжелые последствия для страны), ВОВ (доблесть советских людей, трудность жизни на оккупированных территориях; люди в сталинскую эпоху, солдаты – расходный материал), национальный вопрос [депортация чеченцев и ингушей, немцев, татар] (беспощадный характер сталинской политики по отношению к населению оккупированных территорий), советская армия (солдаты – расходный материал), детские дома (страшное место, где дети голодали), Сталин (жестокость и беспощадность режима), [Ворошилов, Буденный] (С точки зрения советской пропаганды - идеальные коммунисты) |
Сталинский политический режим не щадил людей – коллективизация, ненужные людские потери на фронте и в тылу. Особенно тяжелым стало положение советского населения в годы войны, в детдомах (государственных учреждениях) царил голод. В контексте общей политики сталинского режима против населения собственной страны следует рассматривать и репрессии, которые режим обрушил на целые народы: немцев, татар, чеченцев, ингушей. Жертвами этой политики были не только представители этих национальностей, но и люди, которых режим использовал для ее проведения – солдаты, переселенцы, в том числе дети. Свою политику режим основывал на пропаганде, одурманивая граждан начиная с детского возраста (прославление «вождей», создание идеологических мифов о колхозах, чеченцах и т.п.) и на особой когорте людей, по своей нравственной сути, аморальных –чекистах. |
Общая концепция | Сталинский политический режим проводил беспощадную и бессмысленную политику против народов своей страны, политику которая противоречила ценностям высокой русской культуры. |