Смута – является местом негативного консенсуса национальной памяти. Отражением государственного внимания к этому событию стало учреждения «Дня народного единства» в 2004 г. и организация его ежегодных празднований (первое большое мероприятие состоялось в Нижнем Новгороде, на родине К. Минина и Д. Пожарского, в 2005 году). 3 ноября 2007 года состоялась премьера фильма «1612», который был призван утвердить в национальном сознании новый праздник. Школьные учебники истории описывают это время как период полного краха государственной системы и очерчивают главных героев – К. Минин и Д. Пожарский и антигероев – Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.
В основу памятника вошел образ царевича с картины русского художника Михаила Васильевича Нестерова "Царевич Дмитрий" работы 1924 г.
Скульптура на памятнике «1000-летие России».
Установлен в Александровском саду в г. Москва. На постаменте надпись: "СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕРМОГЕН ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ".
Был установлен в центре Костромы посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918-1928 гг.
Установлен на месте разрушенного в 1918-1928 гг. памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину В.И. Демут-Малиновского.
Установлен на площади Революции г. Кинешмы.
Скульптура на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Установлен на Красной площади в Москве. Надпись на пьедестале: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Является копией памятника в Москве. Установлен на площади Народного Единства в Нижнем Новгороде.
Установлен в Нижегородском Кремле вместо скульптуры Ивана Мартоса, которую решено было поставить в Москве.
Скульптура на памятнике «1000-летие России».
Памятник Дмитрию Пожарскому заказало в 1944 году ГПУ Красной Армии по просьбе командования Винницкого военного училища, размещавшегося в то время в Суздале. Был выполнен в 1950 году, установлен 28.10.1955 г. у Спасо-Евфимиева монастыря.
Установлен около Зарайского кремля.
Установлен перед зданием администрации в поселке Борисоглебский Ярославской области на месте демонтированного памятника Ленину.
Установлен в селе Пурех на площади перед Домом культуры ко Дню России.
Скульптура на памятнике «1000-летие России».
Установлен на площади Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде на месте скульптуры А.И. Колобова. На пьедестале надпись: "Великому патриоту земли Русской Кузьме Минину".
В 1943 г. был установлен в г. Горьком на площади Минина и Пожарского. В 1985 г. его демонтировали и заменили на скульптуру работы О.К. Комова. После ремонта памятник отправили на родину героя - в Балахну. Он был вновь открыт в 1990 г.
Из собрания Краснодарского музея им. Ф.А. Коваленко.
Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Акунин Б. |
Статский советник |
Акунин Б. Статский советник. М.: Захаров, 2000. 288 с.http://www.lib.ru/RUSS_DETEKTIW/BAKUNIN/akunin10.txt |
Политический детектив |
Россия, 17 в., Россия, 19 в. |
|
Фабула |
События происходят в 1891 г. в Москве. Фандорину 35 лет. Он является чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, статским советником. В России назревает революция: брожение в умах, революционные идеи популярны среди молодёжи, повсюду возникают революционные кружки. Но не для всех это только мода. Группа, называющая себя «Б. Г.» работает точно и дерзко. Убит сибирский генерал-губернатор, убийца — человек, предъявивший документы Эраста Фандорина. Лидером БГ оказывается некий Грин, еврей по национальности много натерпевшийся в детстве из-за этого. Повествование о нем – вторая сюжетная линия романа. Грину и группе удаются все новые и новые теракты благодаря помощи неизвестного, подписывающего свои записки-наводки ТГ. Параллельно из Петербурга приезжает новый вице-директор Департамента полиции по политическим делам, князь Пожарский, в итоге оказавшийся ТГ, предателем, использовавшим террористов для ликвидации конкурентов-карьеристов. Фандорин распутывает этот клубок, при этом оказываясь в жерновах чиновничьих интриг и неоправданной жестокости как со стороны полиции, так и со стороны революционеров. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 17 в. |
Освободительное движение Минина и Пожарского (может восприниматься и как будущее торжество купечества над дворянством) |
С начала 17 в. в России постепенно росло влияние купечества, которое постепенно становилось более влиятельным сословием, нежели дворянство. |
Россия, 19 в. |
Революционное движение (неоправданная жестокость, но закономерно как ответ на антинародную политику царизма), чиновничество (свойственна ограниченность, карьеризм), Политическая полиция [Охранное отделение, жандармерия] (непорядок в работе, использование жестоких методов, антипатии в народе, но в этой среде есть люди, искренне пошедшие служить во благо России) |
Россия похожа на болеющий, плохо функционирующий организм. Внутренняя ситуация в стране тревожная: чувствуется скорое возможное наступление революции. Создаются партии, боевые группы, отличающиеся профессионализмом и жестокостью. Но большинство революционеров пошло на подобное из-за злобной, тупой несправедливости, с которой они сталкивались в жизни. С другой стороны, силы, противостоящие им (полиция, жандармерия, Сыскное отделение и пр.) в основном состоят из беспринципных коварных карьеристов, забывших о своем долге являться честными слугами Отечества и противостоять насилию. |
Общая концепция |
Революция неумолимо надвигается на Россию. При условии, что существующая несправедливость социального устройства будет сохраняться и дальше, масштабных социальных потрясений не избежать. Уже сейчас идет война между революционерами и силами, защищающими существующий строй. При этом в ней не действуют никакие правила чести, благородства и милосердия. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Акунин Б. | Долина мечты |
Долина Мечты // Нефритовые чётки :приключения Э. Фандорина в 19 в. М.,2007. Изд. Захаров. С.267-446.
http://www.lib-detective.info/poalfav.html |
Детектив | Смутное время, Отечественная война 1812 г., Николай II, | Россия, кризисные моменты в истории, Россия 19 века. |
Фабула | 1894 г. Эраст Фандорин и его слуга Маса заняты новым расследованием в Америке. Работу Фандорина оплачивает русский эмигрант миллионер Стар (бывший Статровоздвиженский). Им надо разгадать, кто стоит за действиями банды «черных платков» и безголового всадника, терроризирующих жителей Долины Мечты – эмигрантской общины народников «Луч света» (во главе с Кузьмой Луковым), живущих на земле Стара. В задачу Фандорина также входит выяснить, причастны ли к нападениям на народников мормоны, живущие в долине. В ходе расследования выясняется, что за действиями бандитов стоят местный бизнесмен и землевладелец Корк Каллиган и его дочь Эшлин, затеявшие сложную интригу с целью выманить деньги у Стара, а мормоны, народники и бандиты лишь пешке в этой игре. Фандорину удается не только победить врагов и восстановить справедливость, но и овладеть сердцем Эшлин. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, кризисные моменты истории | [Батый, Смутное время] (Россия – мощная империя, которая смогла пережить такие трудные моменты как нашествие Батыя и Смутное время), Бородино (великая победа) | Россия в своей истории благополучно переживала много тягостных моментов, но всегда преодолевала испытания |
Россия, 19 в. | Народники (создавали за рубежом коммуны, существование которых в России вряд ли могло быть возможно), Николай II (был не готов к управлению страной), Каракозов (своим выстрелом обозначил дальнейшую невозможность компромисса между властью и радикальными силами), Чернышевский (идеал для всех социалистов), Александр III, Япония, Контрреформы, Война 1877-1878 | Россия – огромная отсталая империя, находящиеся в состоянии кризиса, монарх слаб, государство использует недозволенные приемы в борьбе с обществом, образ России в мире негативен. Государству противостоят социалисты (представители русской интеллигенции), которые (как революционеры, так и непротивленцы) также не в состоянии организовать цивилизованного и нравственного общежития. |
Общая концепция | Пореформенная Россия по вине народников и самодержавия вошла в стадию очередного кризиса в своей многовековой истории, который она преодолеет также успешно, как и предыдущие. |
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Пушкин А.С. | Капитанская дочка | Пушкин А.С. Капитанская дочка. М., АСТ: Астрель, 2007. 199 с. | Повесть | Смута, Емельян Пугачев, Екатерина II | Россия, 17 в., Россия, 18 в. |
Фабула |
Главный герой повести – Пётр Гринёв, всё своё детство проводит в родительском доме, где растёт недорослем. Воспитание его ограничивается обучением «учителем» - французом. По достижении совершеннолетия отец Петра – дворянин екатерининской эпохи, отправляет сына на службу, но не в Санкт-Петербург, а в Оренбург, затем, чтобы сын служил, а не кутил. Оттуда, его в свою очередь отправляют в Белогорскую крепость, находившуюся вдали от цивилизации. В крепости Пётр знакомится с её комендантом Мироновым и его семьей, в частности, с дочкой Марьей Ивановной. Вскоре между ними складываются хорошие отношения. Также Гринёв знакомится с офицером Швабриным, который оказался в крепости из-за «смертоубийства». Постепенно начинает распространятся слух, о том, что поднимается крестьянское восстание и им охватываются всё новое и новые земли. Вскоре восставшие под предводительством Емельяна Пугачёва захватывают и Белогорскую крепость. Комендант и его жена были казнены Пугачёвым, но Гринёва он помиловал, вспомнив эпизод, когда тот пожаловал ему заячий тулуп ( ещё до начала восстания). Пугачёв отпускает Гринёва из Белогорской крепости в Оренбург вместе с его слугой Савеличем. Но в крепости остаётся возлюбленная Гринёва – дочь коменданта Марья Ивановна, которую спрятали в семье попа, сказав, что она их племянница. В тоже время, комендантом в крепости оставлен Швабрин, который перешёл на сторону Пугачёва. Швабрин зная о том как скрывается Миронова, хочет сделать её своей женой. Оказавшись в Оренбурге, Гринёв сталкивается с непониманием чиновников и генерала, которые хотят вести против Пугачёва оборонительную войну. Вскоре Оренбург оказывается осаждённым войсками Пугачёва, и долгое время терпит осаду. В это время Гринёв случайно узнает о том, что Швабрин в течение трёх дней решил женится на Марии. Он хочет освободить Белогорскую, прося у генерала роту солдат, но на свою просьбу получает отказ. Гринёв решает сам ехать выручать Машу Миронову, но по пути его и Савелича схватывает охрана Пугачёва и отправляет к Пугачёву. Там Пугачёв узнаёт о ситуации, в которой находится Гринёв и решает ему помочь. Он сам едет в Белогорскую и там разрешает Петру вместе с Марией уезжать, куда им хочется. По пути Гринёв оказывается в войсках, борющихся с восставшими, а Маша отправляется в деревню к его родителям. Но после подавления восстания Гринёва обвиняют в том, что он сотрудничал с Пугачёвым, и решают отправить в Сибирь на вечное поселение. Марья Ивановна, несогласная с таким несправедливым решением, отправляется в Петербург. Там при случайной встрече с императрицей, она рассказывает ей всю правду, и Екатерина меняет своё ранее принятое несправедливое решение. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 17 в. | Гришка Отрепьев (бунтовщик, поддерживаемый народом как борец с ненавистной властью) | Нейтральное, а зачастую и положительное отношение к Гришке Отрепьеву, можно объяснить устоявшейся неприязнью народа к высшей власти. Таким образом, в самозванцах народ видел надежду на изменение существующих порядков в лучшую сторону. |
Россия, 18 в. | Анна Иоанновна (немецкое засилье в ее правление), Волынский (в тяжелые для страны времена боролся за изменение общественного порядка), Емельян Пугачёв (ненависть со стороны дворян, но симпатии многих из народа, мог восприниматься как защитник народных интересов), Екатерина II (мудрая и гуманная правительница), Миних (остался в памяти народа важной политической фигурой), Российское общество (острые социальные конфликты), казачество (свободолюбивое, недисциплинированное и жестокое, но смелое и благородное), крестьянство (тяжелые условия жизни, недовольно властью). |
Россия вошла в 18 в. страной с довольно сильными внутренними противоречиями. Сформировавшиеся и мало контактирующие между собой сословия – крестьян и дворян, постоянно сталкивались в своих интересах. В то же время борьба за изменение общественного порядка сверху практически не велась, а если и имела место (Волынский), то приносила малую пользу и сразу прекращалась государственными силами. Большинству дворян не требовалось никаких изменений существующего порядка, а правители это всячески поощряли. Таким образом, к последней четверти 18 в. в России уже складывается прочный слой верноподданных государю дворян. В это же время в среде крестьян нарастает всё большая напряжённость. Угнетение помещиков и власти вообще заставляют их всё чаще проявлять своё недовольство существующей ситуацией. Но и среди крестьян есть люди, по-разному относящиеся к своему положению. Одним жить без твердой помещичьей руки, указывающей, когда и что надо сделать, уже сложно, и они вполне удовлетворены своим положением. Другие бунтуют против своего рабского состояния и пытаются изменить его доступными для них мерами. |
Россия, 19 в. | Александр I (гуманный правитель), Российское общество (стремительное просвещение) | Эпоха Александра представляется прогрессом по сравнению с 18 в., в котором царили ещё во многом средневековые порядки (напр., пытки). |
Общая концепция | На протяжении истории русское общество разделялось на крестьян и тех, кому они подчинялись (бояр, дворян, государство в целом). Отношения дворян с крестьянами строились на постоянном использовании и притеснении последних. Народное недовольство, в свою очередь, стало выливаться на помещиков. Но не только помещики, а и сама верховная власть стала вызывать у крестьян всё больше недовольства. В этих противоречиях заключается причина социальной напряженности XVIII в. (в т.ч., крестьянской войны 1773-75 гг.), разрешить эти противоречия может только общественный прогресс, на путь которого Россия встала в XIX в. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Булгаков М.А. | Белая гвардия |
Булгаков М.А. Белая гвардия: Роман. Спб., издательский дом «Азбука- Классика», 2008. 320с. |
Роман | Смута, Петр I, Емельян Пугачев, А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г., Октябрьская революция, А.С. Пушкин | Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | События разворачиваются в Киеве в конце 1918- начале 1919 г. Основные герои романа – братья Алексей и Николай Турбины, их сестра Елена. Семейство Турбиных и их окружение (муж Елены Тальберг, сосед Лисович, друзья семьи Машлаевский и Шервинский, дальний родственник Лариосик) оказываются захваченными бурными политическими и социальными событиями революционной эпохи, в ходе которой ведут себя по-разному. Расчетливый Тальберг предает Елену и бежит с немцами от Петлюры, Турбины же и большинство людей их круга пытаются оказать сопротивление нашествию беспощадных и безжалостных петлюровцев (Алексей при этом тяжело ранен), но безуспешно, будучи преданными гетманом и штабными офицерами; с каждым днем жизнь в Киеве становится все страшнее. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, русская интеллигенция | Русская культура [Пушкин, «Капитанская дочка», Л. Толстой, «Война и мир», Бунин, «Господин из Сан‑Франциско», Достоевский, Ломоносов, Надсон] (классическая русская литература лучше всего помогает охарактеризовать сложившуюся в стране ситуацию; русская классическая литература оказывала огромное влияние на формирование взглядов интеллигенции) | Русская интеллигенция живет в мире Пушкина и Достоевского, Толстого и Бунина, который рушится и который она хочет сохранить вместе с старым бытом. Однако большинство интеллигенции (в основном по взглядам социалистической) вместе со всей элитой общества бежит от реальной жизни, от народа, от борьбы и этот мир рушится под звериными ударами петлюровцев – обезумевших мужиков, прикрывающих свой грабеж и насилие идеологией украинского национализма. |
Россия, 18 в. | Петр I (великий государь), Полтавская битва 1709 г. (нелюбовь украинцев к Петру I, разбившему Мазепу под Полтавой), Мазепа (глубокие корни украинского национализма связанные с этим человеком), Пугачевщина (страх перед революционной ситуацией в стране, начало которому было положено ещё восстанием Пугачёва) | Уже в XVIII в. в России были беды, наносивший удар русскому государству – украинская «самостийность» и мужицкие бунты, беды актуальные и в начале ХХ в. |
Россия, 19 в. | Отечественная война, 1812 г. [Бородинская битва] (пример славы и гордости русского оружия) | XIX в. – время славы русского оружия, добытой под сенью самодержавной монархии, объединявшей отечество |
Россия, 20 в. | Первая мировая война (тяжелое испытание для народа), Революция (ужас революции, беспомощность и эгоизм интеллигенции, осознавшей спасительность самодержавия, только почувствовав результаты революции на собственном горьком опыте), Гражданская война (ужасное, жестокое время), НиколайII (император – символ монархии, который не имел права сложить с себя власть), Петлюра (явно отрицательный персонаж, которому был отдан Киев на растерзание), Родзянко (негативная оценка). | Начало ХХ века – время страшных испытаний: разрушение монархии, объединявшей Родину – император Николай II не имел права отрекаться. Россию ослабляют и внешние враги (занявшие двусмысленную позицию союзники и немцы) и внутренние – украинские националисты, петлюровцы, но главная опасность – большевики, которым не может противостоять старая безвольная элита и интеллигенция, приближается конец старой России. |
Общая концепция | Русское государство ведет историю с глубокой древности, будучи способным сохранять единство только под сенью самодержавной власти. С ее упразднением в общество приходит хаос и ужас апокалипсиса, старая элита без монарха оказывается неспособной защитить свой мир от массы, зараженной сепаратистскими, националистическими и коммунистическими идеями. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Федин К.А. | Первые радости | Федин К.А. Первые радости. М., Советский писатель, 1954 . – 360 с. | Роман | Смута, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой | Россия, XVII в., Россия, XIX в. |
Фабула | Действие романа разворачивается в период между революциями 1905 и 1917 гг. Главный герой – Кирилл Извеков – учась в гимназии, знакомится с революционером Рогозиным и сам всё больше увлекается революционными идеями и понимает необходимость изменений в стране. Одновременно у Кирилла начинается роман с его сверстницей, дочкой богатого торговца Мешкова, в доме которого Рогозин снимает квартиру. Полиция узнаёт о том, что Рогозин незаконно распространяет революционную литературу и арестовывает его. Вскоре, арестовывают и самого Извекова по подозрению в сотрудничестве с Рогозиным. Отец, Лизы Мешковой, возлюбленной Кирилла, выдаёт дочь за богатого, но нелюбимого ею человека. Действие романа заканчивается тем, что мать Кирилла – Вера Никандровна Извекова узнаёт о том, что её сын сослан и будет освобождён через три года. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 17 в. | Гришка Отрепьев (остался в памяти русского народа как исключительно отрицательный персонаж, нечестивец, который принёс в Россию страх и разрушение) | Гришка Отрепьев – отрицательный персонаж русской истории, который в представлении русского народа предстаёт предателем и многие негативные качества у простых людей ассоциируются с его личностью. |
Россия, 19 в. | [Пушкин, Герцен] (важные звенья замкнутой культурной среды России, каждый из них играет свою роль в этом механизме) чиновничество дореволюционной России (на протяжении всего дореволюционного периода не происходило никаких положительных изменений в работе чиновничества). | Россия на протяжении её истории со времён Петра I характеризуется запутанным чиновничьим аппаратом. Бюрократия, проникшая во все сферы жизни русских людей, не меняется на протяжении столетий и сложившийся в сознании русского человека ещё в 18-19 вв. отрицательный образ чиновника( нашедший отражение в русской литературе) таким же остаётся и в начале 20 столетия. |
Россия, 20 в. | Революция 1905 г. (потерпела поражение потому что у восставших не было чётких идеалов, к которым можно было стремиться; участники революции понесли за участие в ней тяжёлое наказание), революционное движение (Революционное движение приобретало всё больший размах в российском обществе, стремясь привлечь на свою сторону как можно больше простых людей, многие из которых, пусть и не понимали всех идеалов революции, но зато стремились к борьбе с установленным в стране полицейским порядком), Государственные Думы (ироничное отношение к государственным думам, которые были лишь фикцией ограничения государственного произвола), Российское общество (русские люди сохраняли свои старые традиции, однако стремились к борьбе с несправедливостями самодержавия), церковь (ненужность и бесполезность церковных споров), Лев Толстой (великий русский писатель, судьба которого важно для любого русского человека), Столыпин (крупный государственный и политический деятель, от воли которого зависело решение многих политических проблем) | Период между двумя революциями – 1905 года и февральской – особенный период в русской истории. В это время у людей, почувствовавших уже однажды перемены, появляется стремление коренным образом изменить своё положение. Революционные идеи проникают в широкие слои населения и на многих оказывают серьёзное влияние. Людям всё больше претит их постоянный страх перед полицейской властью государства и даже влиятельные, и богатые люди боятся всесильных жандармов. Постепенно приходит понимание того, что однажды пошатнувшись, такая власть уже долго не устоит, а ,следовательно нужно прилагать как можно больше сил, чтобы свергнуть старый и установить новый – справедливый режим. |
Общая концепция | Одним из символов России на протяжении столетий была самодержавная власть. Однако, уже в 18-19 вв., а тем более, вначале 20 в. монархи зачастую принимают непопулярные решения, а чиновничий аппарат и вездесущая бюрократия вызывает ненависть у русского народа. Революция 1905 г. демонстрирует возможность изменения этой ситуации, и люди начинают всё чаще задумываться над тем, что если самодержавная власть пошатнулась один раз, то долго она уже не устоит. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Гранин Д. | Зубр | Гранин Д. Зубр // Гранин Д. Зубр: Романы. М.: Эксмо, 2005. С.23-320 | Роман-исследование | Иван Грозный, Смута, Петр I, Екатерина II, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, ВОВ | |
Фабула | В основе романа – биография Н.В. Тимофеева-Ресовского – выдающегося российского биолога. Тимофеев-Ресовский родился в дворянской интеллигентной семье, придерживавшийся левых взглядов. Поступив у в университет накануне революции, примкнул к ее сторонникам, воевал в Гражданскую в Красной армии. После Гражданской войны вернулся к учебе в Московском университете (у проф. Кольцова), начал научную деятельность. В 1927 г. уехал в Германию, где стал одним из основных организаторов советско-германского исследовательского института. В условиях репрессии 30-х гг и лысенковщины не решался вернуться в СССР несмотря на многочисленные призывы к этому со стороны власти. В 1940-е гг. помогал сопротивлению в Германии. В 1945 г. был интернирован в СССР, ложно осужден за связь с гитлеровцами прошел лагерь и шарашку, освободился в начале Оттепели, продолжал активную научную деятельность, боролся с лысенковщиной, бюрократизмом советской науки. Скончался в 1980 г. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, допетровская Русь | Иван Грозный (значимый объект исторической памяти), Малюта Скуратов (отрицательный персонаж русской истории), Михаил Романов (символ наступившего после анархии порядка) Аввакум (почитаемый персонаж русской истории) | Корни русской жизни уходят в Московскую Русь, от которой ведут происхождение российские традиции организации общества и культуры, отношения к миру, формируется элита общества – российское дворянство |
Россия, 18 в. | Петр I (великий государственный деятель, который старался развивать все сферы жизни империи), Крашенинников (верный птенец гнезда Петрова), Бирон (бироновщина – время немецкого засилья, характеризующееся борьбой с богатым наследием оставленным Петром), Екатерина II (продолжатель великих дел Петра Первого), | Российская дворянская элита патриотична, активно участвует в строительстве российской державы, борется с засильем иностранцев в XVIII в.(бироновщиной) |
Россия, 19 – начало 20 в. | Александр I (значимый объект исторической памяти), Николай I (значимый объект исторической памяти), Декабристы (историческое явление, о котором должны помнить все русские люди), Отечественная война 1812 г. (продемонстрировала мощь народного духа, народную смекалку), Революция 1905-1907 гг. (была поддержана интеллигенцией, желавшей справедливого социального устройства) Распутин (лжепророк и лжецелитель), российская интеллигенция (радикальные антиправительственные настроения российской интеллигенции), русская литература [Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Горький, Достоевский, Толстой, Тургенев, Чехов, Мензбир, Кольцов, Северцев, Лебедев] (мир русской литературы оказывал оказывал огромное влияние на формирование мировоззрения интеллигенции во второй половине XIX – начале XX вв.) |
В XIX в. происходит становление великой русской культуры – литературы, науки, философии – основным делателем которого выступает патриотичная и европейски образованная российская дворянская элита. Благодаря ее творческой деятельности развивается и расширяется государство, в обществе утверждаются представления о чести, нравственные ценности. Нравственный мир русской интеллигенции вступает в конфликт с самодержавием, которое угнетет народ в социальном и религиозном отношении, в результате русская интеллигенция решительно встает на революционные позиции, борется с антисемитизмом и черносотенством власти. Отражением общего уровня выдающегося «русского мира» и «русской культуры» XIX-XX вв. стал подъем русской науки конца XIX- ХХ века, имевший поистине мировое значение. |
Россия, советское время |
Гражданская война (противоречивость этого периода жизни страны; истинные патриоты страны были за красных, потому, что союз белых с иностранными интервентами казался неприемлемым), Красная Армия (опора революции), российская интеллигенция (оказалась в очень сложном маьтериальном положении, но при этом лучшая её часть не гнушалась зарабатывать на жизнь обычной пролетарской работой) Советская власть (давала новые возможности науке), Наука конца 20-х -40х гг., [Кольцов, Деборин, Вавилов, Слепиков, Римский-Косаков, Муралов, Ленин, Луначарский, Шимкевич, Догель, Кольцов, Насонов, Максимов, Райнов, Филипченко, Левитский, Слепиков, Чижевский] (Противоречивый характер эпохи, в которой ценность научного труда обесценилась, но лучшая бескорыстная интеллигентная молодежь считая это нормальным, зарабатывая деньги пролетарской работой, все равно шла в науку, не пытаясь делать иную карьеру) Наука конца 20-х -40х гг., 50-60е гг., [лысенковщина, Капица, Ландау, Тамм, Хрущев, Берия, Баранов, Дубинин, Рапопорт, Полянский, Александров, Жербак, Лебедев, Сабинин, Завадовский] (Идеологические гонения н науку, репрессии против ученых в сталинское время Лысенковщина, разгром генетики) советско-германские отношения в 1920-е гг. (сближение СССР с Германией), договор о ненападении 1939 г. (загадочность советского пакта с Гитлером для советских людей, ученых), ВОВ (вероломность нападения фашистов на СССР, героизм советских воинов), Сталинградская битва (героизм советских воинов под Сталинградом), Оттепель, 1956 г. (в начале «оттепели» общество стало оживать, освобождаться от страхов эпохи сталинизма, наследие которого, впрочем, по-прежнему продолжало довлеть над сознанием людей, которые еще боялись свободно себя вести, говорить) 1960-е -80-е гг., советская наука (деградация послевоенной науки, оторванность её от общества) |
Эпоха Революции, военного коммунизма, Гражданской войны, НЭПа, военного коммунизма – недостаточно изучена, равно как и роль в ней интеллигенции. Очевидно, однако, что интеллигенция в своей массе поддержала красных, за них были истинные патриоты страны, которым союз белых с иностранными интервентами казался неприемлемым. Вообще советская власть открывала перед русской культурой и наукой новые возможности. Интеллектуальная и творческая жизнь столицы в конце 10-х в 20-е гг. процветала; хотя в материальном отношении интеллигенция бедствовала, но для ее лучших представителей никакой труд не считался зазорным. При том, что материальная ценность научного труда резко упала, лучшая бескорыстная интеллигентная молодежь считая это нормальным, зарабатывая деньги на жизнь пролетарской работой, все равно шла в науку, не пытаясь делать иную карьеру. Советская власть поощряла это движение молодежи – наука была не бюрократизирована, в ней царила высокоморальная атмосфера свободного творчества, советская власть активно привлекала к работе и выдающихся буржуазных специалистов. Ситуация в стране начинает меняться с конца 20-х гг., когда начинаются идеологические гонения на науку, репрессии против ученых, лысенковщина. Но и в этих тяжелых условиях великие русские ученые проявляют смелость, патриотизм, принципиальность. В начале «оттепели» общество стало освобождаться от страхов эпохи сталинизма, наследие которого, впрочем, по-прежнему продолжало довлеть над сознанием людей, которые еще боялись свободно себя вести, говорить. И все же с оттепелью была связана общая творческая атмосфера конца 50-х – начала 60-х гг., вера в научно-технический прогресс, в всепобеждающую силу научного знания. Несмотря на свое живительное значение, годы оттепели не остановили общего процесса деградации советской науки, которой связан с ее бюрократизацией, с карьеризмом и социальной безответственностью ученых, оторванностью российской науки от мировой. |
Российская эмиграция |
Эмигранты [Сорокин, Бердяев, Франк, Шестов, Лосский, Степун, Шмелев, Зайцев, Бунин, Алданов, Тэффи, Бахметьев, Сикорский, Тимошенко, Чекрыгин, Ларионов, Чехонин, Судейкин, Ипатьев, Гамов] (за границей после революции оказались выдающиеся деятели русской культуры, внесшие огромный вклад в европейскую науку и культуру, в советской России о них знали мало). Политика советской власти по отношению к эмигрантам, высылка 1922 г. (продуманность и до известной степени оправданность ленинской высылки интеллигентов-идеалистов из Советской России в 1922г., добровольный характер высылки). |
За границей после революции оказались выдающиеся деятели русской культуры, внесшие огромный вклад в европейскую науку и культуру, в советской России о них знали мало. В какой-то степени и в их отношении советская власть проявила заботу, организовав добровольную высылку интеллигентов-идеалистов из Советской России в 1922г. |
Общая концепция | Россия являет особый социальный и культурный организм со своими неповторимыми традициями, вносящий огромный вклад в мировую цивилизацию и культуру. Носителем особых культурных ценностей, свойственных русскому миру, являлась российская дворянская интеллигенция, которая служила России несколько столетий и достигла вершины своего духовного, интеллектуального и нравственного развития в начале XX в. Интеллигенция поддержала новую власть, которая открыла для русской науки и культуры новые горизонты. Значительная часть интеллигенции, однако, после революции оказалась в изгнании, изолированной от России. Начиная с конца 20-х гг. XX века начинаются систематические репрессии советской власти против интеллигенции и науке, начинается ее прогрессирующая нравственная и интеллектуальная деградация. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Рыбаков А.Н. | Дети Арбата |
Рыбаков А.Н. Дети Арбата. М.: Госкомиздат СССР // Роман-газета. 1989 № 7-8. (№ 7 – 112 с.; № 8 – 112 с.) |
Роман. Исторический роман | Иван Грозный, Смута, Петр I, И.В. Сталин, ВОВ | |
Фабула |
Роман посвящен столичной молодежи 30-х годов. Действие происходит с ноября 1933 по декабрь 1934 г. Все они живут на Арбате, в центре Москвы. Они из разных семей, с разными интересами и характерами, разных взглядов на жизнь и происходящее в стране. Трое из них: Саша Панкратов, секретарь комсомольской ячейки школы, сын лифтерши Максим Костин и Нина Иванова — составляли в школе сплоченную группу активистов. У Нины также есть младшая сестра, Варя. Они живут вдвоем без родителей. К ним еще примыкала дочь известного дипломата, старого большевика Лена Будягина. Четвертый — Юра Шарок, сын портного, лукавый и осторожный. В его семье новых хозяев жизни язвительно называют «товарищами». После окончания школы Саша учится в техническом вузе, секретарь комсомольской ячейки, а Юра — в юридическом. Неожиданно Сашу арестовывают за неудачные эпиграммы в стенгазете и исключают. Он добивается восстановления, но вскоре его арестовывают вновь и приговаривают к 3-м годам ссылки в Сибирь. Он является одной из невинных жертв крупного политического процесса, задуманного Сталиным. За Сашу не побоялась вступиться только Варя, у нее независимый характер, и она не желает мириться с процветающими в обществе лицемерием и безропотностью. Варя помогает Сашиной матери, не боится вслух говорить о том, о чем другие молчат. В поисках свободной счастливой жизни она женится на удачливом бильярдисте, очарованным ее красотой, но он в итоге оказывается подлецом и они расстаются. Она устраивается чертежницей и участвует в работе над проектом Дворца Советов. Постепенно Варя понимает, что любит Сашу. Юру Шарока взяли работать в прокуратуру. Он становится следователем и участвует в набирающих оборот репрессиях. Для него это сведение счетов со старыми большевиками, которых до этого он боялся и презирал, а также удачная возможность быстро продвинуться по карьерной лестнице. Тем временем Сталин, стремясь укрепить свою единоличную власть, решает устранить своих потенциальных врагов в партии. Наибольшие недовольство у него вызывает Киров – он популярен в народе, выступает против жестокой борьбы с бывшими оппозиционерами, а главное, возражает Сталину. Его убийство станет прекрасным поводом к началу массового террора. Подготавливая его, Сталин проводит необходимые кадровые перестановки в ЦК и репрессивных органах. Он хочет стать подлинным диктатором, подобным Ивану Грозному и Петру. Параллельно описывается внешнеполитическая обстановка: Германия усиливается и готовится к войне. Она является потенциальным врагом Советского союза. Сталин же не видит этого и считает, что Гитлер станет воевать с Англией и Францией. Эта ошибка вождя станет роковой. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 16 в. | Иван Грозный (царь, который боролся с боярской оппозицией; жестокий и властный тиран), опричнина (опричное войско – это лучшая государственная гвардия). |
Сталин восхищался Иваном Грозным, который смог выкорчевать при помощи опричного войска боярскую оппозицию. Вождь во многом следовал ему. В народе многими разделялось мнение о необходимости сильной руки. |
Россия, 17 в. | Григорий Отрепьев (неудачник, не сумевший удержать власть), [Степан Разин, Иван Болотников] (бунтовщики, которые боролись не против государя, а против бояр и дворян) |
Сталин считал Григория Отрепьева неудачником, не сумевшим удержать власть, но при этом находил с ним общие черты. Он также полагал, что крестьянские движения были за хорошего царя и против бояр (дворян). 17 век не дал России выдающихся деятелей и царств, а лишь неудачные правления, самозванцев и бунты. |
Россия, 18 в. | Петр Великий (великий государственный деятель, который неправильно воспринимался советской исторической наукой), [Лефорт, Меншиков] (сподвижники царя, о которых он, как истинный монарх, должен был избавиться) | По мнению Сталина, эпоха Петра – одна из самых ярких в истории России, она отражает его яркую личность. Петр – один из тех исторических деятелей, которому он хочет подражать как в жестокости, так и в грандиозности задач. Своей славе он обязан только себе, а не приближенным. Крестьяне, выступившие с Пугачевым, были за хорошего царя, против дворян. |
Россия, дореволюционный период. | Александр III (время правления Александра III – тусклый период в истории России), царская каторга (была намного легче, чем сталинская) |
По мнению Сталина, правление Александра Третьего – самое тусклое, оно вполне соответствовало его собственному ничтожеству. По сравнению со сталинскими лагерями, царская каторга – легкое наказание. Если бы большевиков в царской России карали так жестоко, как карает своих врагов Сталин, никакой революции бы не произошло. |
Россия, 20 в. |
Гражданская война (время масштабных социальных изменений; многие по разным причинам переходили на сторону революции), Ленин (истинный лидер страны, которому не нашлось достойного приемника), НЭП (появление нового типа людей – «Спецы»; непманы в обывательском сознании ассоциируется с обманщиками), культ личности (основан на ошибочной вере многих членов партии в правоту Сталина и его великие способности управлять страной), сталинские репрессии (безжалостность сталинских репрессий), Индустриализация (ударила прежде всего по деревне), коллективизация (тяжелое испытание для крестьянства, не имела практического значения), Сталин (не является продолжателем «дела Ленина», наоборот, он проводит совершенно иную политику), убийство Кирова (Киров – положительный герой, ставший невинной жертвой), лидеры большевиков [Киров, Орджоникидзе, Зиновьев, Каменев, Пятаков, Свердлов, Калинин, Каганович, Ягода, Ежов, Жданов, Вышинский, Ворошилов] (ошибочная вера многих большевиков в правоту Сталина; большое количество карьеристов среди лидеров), Троцкий (имел качества вождя, но действовал грубо, напролом, поэтому потерпел крах во внутрипартийной борьбе), НКВД (постоянные репрессии со стороны НКВД вызывали страх у людей и изменяли их поведение), Великая Отечественная война (великая трагедия, наши неудачи – следствие массовых репрессий, ослабивших армию) Магнитка (гордость светских людей), Общество 30-х годов (вера советского общества 30-х годов в коммунистические идеалы) |
Революция и победа своетской власти в Гражданской войне были закономерным итогом развития России. Истинные большевики – благородные, сильные, целеустремленные люди, желавшие справедливости и счастья своей стране. После торжества революции постепенно на первый план вышли подлецы и негодяи, прятавшиеся за спины героев. Во власть начали стремиться, в первую очередь, карьеристы, далекие от желания служить революции и стране. Воплощением краха истинно социалистических идей стало формирование единоличной власти, культа личности Сталина. Он полностью извратил идеи Маркса и Ленина и путем коварных интриг стал единоличным властелином Советского государства. Несмотря на это, многие продолжали видеть именно в нем символ торжества революции, продолжателя дела Ленина, до последнего отказываясь верить в то, что именно интересы Сталина являются главной причиной происходящих в стране безжалостных репрессий, ошибочной и срашной по последствиям коллективизации, огромных людских потерей в начале ВОВ. |
Общая концепция | Светлые идеалы революции, за торжество которых боролись в Гражданскую войну и продолжали бороться во времена мирного строительства были извращены Сталиным, ставшим жестоким деспотом. Он желает стать подлинно великим, подобно Цезарю, Александру Македонскому и Петру Великому, и уничтожит всех, вставших на его пути, будь то простой студент или соратник по руководству партии. И есть много людей, по разным причинам желающих ему в этом помочь. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Булгаков М.А. | Мастер и Маргарита |
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Спб., издательский дом «Азбука- классика», 2008. 416 с. |
Роман | Смута, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский | Россия, 17 в., Россия, 19 в. |
Фабула | Советскую Москву конца 20-х ─ 30-х гг. посещает дьявол (под именем артиста Воланда) со свитой (Коровьев, Бегемот и др.). Посещение дьявола сопровождается сверхъестественными и необъяснимыми событиями, начиная с предсказания о смерти критика Берлиоза (на квартире которого Воланд и поселился), таинственным перемещением директора Лиходеева (соседа Берлиоза) в Ялту, чудесами, устроенными свитой Воланда в Варьете и пр. Мелкие чиновники от театра и литературы (Лиходеев, Варенуха, Римский. Семплеяров, Бенгальский и пр.) издевательски беспомощны перед этой новой силой, которая не считается с правилами привычного и формального уклада советского общежития. Эти персонажи представлены автором в негативно-ироничном свете. Однако, Воланд и его свита встречают людей, которые не вписываются в общий строй советской литературной и обыденной жизни – это Мастер и его любовница Маргарита. Мастер – автор правдивого романа о Понтии Пилате, предавшем Иисуса Христа – атеистической официозной советской критикой роман был отвергнут, мастер его сжег, а вскоре последовало еще одно несчастье – по доносу он был неожиданно арестован, лишен крова и единственным его прибежищем в обществе оказался сумасшедший дом. Его избранница - Маргарита – жена советского «специалиста, сделавшего открытие государственного значения» и принадлежащего к номенклатурной элите. После исчезновения Мастера она готова отдать все ради встречи с ним и ради спасения писателя и его романа. Воланд находит, что во всей Москве Маргарита – лучшая кандидатура для того, чтобы стать хозяйкой Его бала и, ради любви к Мастеру, Маргарита соглашается. После бала следует награда – Воланд дарует Маргарите и Мастеру покой и счастье после смерти, роман Мастера завершается, душа Понтия Пилата получает прощение… |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Допетровская Русь |
[Опричнина] Малюта Скуратов (значимый исторический персонаж, за свою жестокость заслуживает резко отрицательной оценки), [Смутное время] Лжедмитрий (значимый объект исторической памяти, символ самозванства) |
Примечательно, что из всех грешников в аду на балу в Москве сталинской эпохи – лицо, которое вытесняет все остальные – лицо Малюты Скуратова, одного из предводителей Опричного войска. |
Россия, 19 – начало 20 в. |
Пушкин (намного более знаменит, чем его стихи), Гоголь (классика русской литературы, велико значение), Лермонтов (объект всенародного изучения), Достоевский (его произведения бессмертны). |
Мир русской культуры создан великими литераторами XIX в. |
Советское время |
Политический режим: Цензура (препятствует развитию культуры, допускает только восхваление советского строя), антирелигиозная пропаганда (отрицательно сказывается на духовно-нравственных ценностях), [НКВД], репрессии (активно используются властью, страх народа, обыденность ареста), советское чиновничество (свойственен бюрократизм, поиск личной выгоды), Общество [социальная психология, общественные ценности, бытовой уклад, коммунальные квартиры, товары потребления, общественное питание] (контроль государства, неудовлетворительное имущественное и финансовое положение людей, развито доносительство, зреющее недовольство системой) Литература [литературные критики] (литература заменена политической пропагандой). |
В советском обществе действуют жесткие правила организации творческой и обыденной жизни. Так, в советском обществе тяжек коммунальный быт, общепит; при советском режиме нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, нельзя свободно владеть валютой, в стране действует система распределения благ, от которой основная масса населения отстранена (единственный способ надеть качественную вещь для простого москвича – получить ее в подарок от Сатаны), но главное ─ человек ограничен рамками господствующей атеистической идеологии, цензурой, бюрократией, постоянным контролем со стороны «органов», которые проводят массовые аресты. Все это создает ситуацию, когда серые, безликие, но конформистские личности оказываются востребованными обществом, а яркие личности оказываются им отвергнутыми. В то же время не только творческие люди, но и широкая масса начинает чувствовать несправедливость угнетающей ее системы… |
Общая концепция | Идеалы великой русской культуры XIX в. оказываются в советском обществе утерянными вместе с потерей веры в Бога. Новое поколение литераторов живет в условиях новой опричнины, когда свободное творчество невозможно по крайней мере без союза с дьяволом. Надежда в том, что россияне не поменялись – хотя их «испортил квартирный вопрос», являющийся олицетворением советской полицейско-бюрократической системы, недовольство которой зреет в массе. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Бушков А. | А.С.: секретная миссия |
Бушков А.А. А.С. Секретная миссия. М: ОЛМА Медиа групп. 608 с. |
Детектив | Иван Грозный, Петр I, Смута, Екатерина II, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин | Россия, 16 в., Россия, 17 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в. |
Фабула | Главный герой романа Александр Сергеевич Пушкин – поэт, сотрудник III Отделения Е.И.В. Канцелярии, ее специального отдела – Секретной экспедиции, призванной бороться с нечистой силой. Действие романа развивается сначала в Праге, затем в Риме, завершается в Петербурге. Основной задачей Пушкина является обезвредить тайные силы, которые совершают преступления, оживляя статуи и превращая их в орудия убийства. В Европе Пушкин сотрудничает с представителями дружественных структур Пруссии (граф фон Тарловски) и Австрии (барон Алоизиус фон Кольбиц), которые вместе с Россией составляют международную структуру «Союз трех черных орлов», борющийся с черной магией. Идя по следу темных сил, три товарища поочередно справляются с их агентами (чертями и памятниками), а также посредниками-людьми (Ключкарев, Гаррах, Руджиери и др.), в частности, они убивают легендарного Голема, ожившего в Праге. Однако, в ходе этой борьбы соратники Пушкина гибнут, а он отправляется в Петербург, где вместе с другими агентами 3-го отделения (кн. Вяземский, Красовский, Дуббельт и пр.), а также с американским писателем Э.По уничтожает еще нескольких монстров – восставшего из гроба Байрона и джинние Катарину. Но самое главное, ценой собственной жизни Пушкин спасает императора Николая I от статуи кондотьера, попытавшейся убить государя (по наущению англичанина Гордона) в Летнем саду. Чтобы объяснить смерть Пушкина III Отделение решило выдать ее за дуэль. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, Культурное развитие | Скульптура, архитектура, культурные реформы Петра (Петр Великий вывел Россию из культурной отсталости) | Россия в культурном отношении страна отсталая, дорогу к европейской культуре открыл ей Петр Великий. |
Россия, 15-16 в. Россия, 16-17 в. |
Иван Грозный (препятствовал культурному развитию России), Смутное время, опричнина ( одни из самых бурных событий истории), Петр I (вывел Россию из культурной отсталости, но при этом очень жесток) | Уже в эпоху Ивана III, Ивана IV, в XVIIв. в России существовало «книжное знание», но поддерживать и сохранять его было сложно в виду испытаний опричниной, Смутным временем, бурным и переломным царствованием ПетраI |
Россия, 18 в. | Петр I, окружение Петра [Абрам Ганнибал, Яков Брюс, Александр Меншиков] (великие, но порочные люди), Анна Иоанновна (незначительная роль в истории), Елизавета Петровна (незначительная роль в истории), Екатерина II (утверждала едоноличный режим в стране), Потемкин (великий политик) | Петр Великий осуществляя реформы собрал вокруг себя выдающихся, но порочных людей (таких как Брюс или Меншиков). Ему наследовали не очень умные Анна и Елизавета, затем на престол взошла Екатерина (а рядом был Потемкин), которая вела истинно государственную политику, опиравшуюся на Тайную канцелярию |
Россия, 19 в. | А.С.Пушкин [к биографии] (его значение как поэта преувеличено) Война 1812 г. [Бородино] (предмет национальной гордости), III Отделение [Бенкендорф] (жестоко расправлялось с врагами режима, не для порядочных честных людей), Николай I (человек практичного, но недалекого ума, хотя и трезво оценивающий реальную ситуацию в стране), Российское общество, дворянство, мировоззрение (развита коррупция, распространение в обществе материалистических идей, вольнодумства, противопоставление дворянства народу, высокие принципы дворянской чести), Российский народ, быт (отсталость от Европы) | Россия в начале XIX в. несмотря на свою мощь (победы 1812 г.) является в социально-бытовом плане отсталым государством, российское дворянство погрязло в вольнодумстве и материализме, на страже страны (которую возглавляет недалекий монарх Николай I) стоит III Отделение во главе с гр. Бенкендорфом Е.И.В. Выдающиеся дворяне, которые там служат не считаю свою работу зазорной, но в российском обществе в целом на этот счет существуют другие мнения, поскольку эта работа не согласуется с принципами дворянской чести. |
Общая концепция | Россия имеет древнюю культуру развитие которой было замедлено в связи с многочисленными испытаниями, на европейскую дорогу ее вывел Петр, однако Россия страна по-прежнему отсталая, ее основной опорой является монархическая власть и охраняющее ее III Отделение Е.И.В. Канцелярии – политическая полиция. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Солженицын А.И. | Архипелаг ГУЛАГ |
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт художественного исследования: В 3 т. М.: Вагриус, 2008. Т 1: Ч. 1-2.- 592 с. (Усл. печ. Л. 31,1. Тираж 5000). Т. 2: Ч. 3-4.- 640 с. (Усл. Печ. Л. 33,6. тираж 5000). Т. 3: Ч. 5-7.- 688 с. (Усл. Печ. Л. 36,12. Тираж 5000) |
Документально-художественная эпопея. | Иван Грозный, Смута, Петр I, Отечественная война 1812 г., А.С. Пушкин, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ | |
Фабула |
Книга посвящена истории репрессий, проводимых в годы Советской власти с 1918 по 1956 гг. Автор выступает не только в качестве исследователя, но и является непосредственной жертвой репрессивного аппарата эпохи сталинизма. Помимо собственных впечатлений автор использует обширный объем свидетельств и исторических исследований. ГУЛАГ в глазах писателя – некое государство в государстве со своими законами, нравами и психологией, во многом чуждыми «нормальному» миру, но при этом иногда более закономерными. Помимо описания жизни в сталинских лагерях, Солженицын рассуждает об истории России, чудовищных изменениях в стране после 1917 г., о причинах той катастрофы, которая обрушилась на страну в 20-50-е гг. и привела к гибели наиболее умной и прогрессивной части общества. Также автор пишет о нравственно-религиозном аспекте происходившего и происходящего в России, о гибельности лицемерной и антигуманной коммунистической идеологии для страны, о торжестве негодяев и подлецов. Весь Советский период истории характеризуется автором резко отрицательно. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
История России до октября 1917 г. | Татаро-монгольское нашествие (тяжкое испытание для народа), Иван Грозный (жестокий деспот, укреплявший свою власть), Смутное время (голод, страшное испытание для народа), Петр Первый (деспот, тиран), Екатерина Вторая (достаточно мудрый и либеральный правитель, хотя в случае угрозы своей власти могла пойти на репрессии), Пушкин (величайший поэт России), Александр Второй (значимость его реформ для развития России велика, однако он не смог довести их до конца), Отмена крепостного права 1861 г. (была нужна не крестьянам, а либералам), Столыпин (талантливейший реформатор, истинный патриот, жертва придворных интриг), Николай Второй (добрый, но слабый правитель, поэтому не смог защитить Россию от зла большевизма), Первая Мировая война (несмотря на все тяготы, у России были силы победить в ней), Февральская революция 1917 г. (непонятная и противоречивая, стала предвестником катастрофы). |
На протяжении всей своей истории русский народ терпел немалые бедствия. В 13 веке тяжелым грузом на народные плечи легло татаро-монгольское иго. После свержения ига народ всю последующую историю значительно «давился» самовластными правителями, среди которых можно выделить жестокого Ивана Грозного. В безвластье начала 17 в., в период Смутного времени, на страну обрушился страшный голод, унесший жизни множества людей. Через полтора века сравнимой жестокостью отличался Петр Первый: он сурово расправлялся с раскольниками, несмотря на гибель множества людей, строил для нужд империи каналы и города, вел кровопролитные войны. Правившая в конце 18 в. Екатерина Вторая была более мягким властителем, хотя и могла посадить в крепость без суда (Новикова). Начиная с 19 в. жизнь простого крестьянства была вполне сносной. В Отечественную войну 1812 г. народ не подвергался какой-либо повышенной эксплуатации или репрессиям. Крестьяне жили сыто, поэтому отмена крепостного права, состоявшаяся в 1861 г. под давлением либералов, плохо разбиравшихся в жизни реалиях страны, не была им особо нужна. Проводивший реформу Александр Второй был едва ли не лучшим правителем России, провел целый ряд реформ, имевших позитивное значение для развития страны. При этом монарх отличался мягким нравом и не сумел справиться с ростом революционного движения. Подобной же мягкостью отличался и последний Романов, Николай Второй, безвольный и слабохарактерный. Александр и Николай стали жертвами террора из-за того, что не умели быть жестокими суровыми с бунтовщиками. К ним можно прибавить и видного деятеля начала XX в. П.А. Столыпина, не являвшегося угнетателем, а также ставшего жертвой революционера. Деятельность таких людей, как Столыпин, позволяла России развиваться и процветать даже в Первую Мировую войну. Но ей на смену пришла непонятная и противоречивая Февральская революция, ставшая тревожным знаком перед приближающейся катастрофой октября 1917 г. |
История России после октября 1917 г. | Октябрьская революция 1917 г. (главная трагедия в истории России), Гражданская война (развязана большевиками с целью уничтожения подлинно русских сил), Ленин (жестокий фанатик, который не остановится ни перед чем на пути к своему антирусскому идеалу), Сталин (жестокий, коварный правитель, возможно был агентом охранки, проводил бездарную и исключительно кровавую политику), ВОВ (подвиг народа, но одновременно продолжение расправы Сталина со своими врагами и продолжение репрессий в отношении население; можно понять, почему многие воевали против Красной армии), Жуков (главный военачальник ВОВ), Хрущев (лишь незначительно ослабил гнет сталинского режима, в основном все осталось по-прежнему). |
Октябрьская революция является главной трагедией в истории России. Злодеяния прежних монархов оказываются никчемными в сравнении с жестоким и беспощадным красным террором. Начало ему было положено сразу после октября 1917 г. Создание мощного репрессивного аппарата – это еще дело Ленина, которое его приемник, Сталин, довел до высшей точки. Репрессивная машина начала работать в полную силу уже в развязанную большевиками кровопролитную Гражданскую войну. В ходе нее было уничтожено множество поистине выдающихся деятелей России. В последующие годы степени жестокости и бесчинства власти все более и более повышались. Народ морили голодом во времена коллективизации, Сталин безжалостно расправлялся с любым намеком на инакомыслие, миллионы невиновных отправлялись в тюрьмы ГУЛАГа. Даже в Великой Отечественной войне, и без того нанесшей сильнейший удар по стране, государственная репрессивная машина продолжала действовать, сгнаивая в лагерях доблестных защитников страны. Кроме этого, безграмотное командование стало причиной ненужной гибели миллионов солдат. Ненависть к режиму была настолько сильной, что многие начинали воевать против Красной армии, и они достойны не презрения, а уважения, так как захотели скинуть с себя рабские цепи. Современникам казалось, что с приходом после смерти Сталина к власти Хрущева ситуация поменяется, но все осталось по-прежнему: могут посадить ни за что, чудовищные условия жизни за колючей проволокой, народ бесправен и беззащитен перед своеволием власти, даже внешне мало отличающейся от прежней. |
Общая концепция |
Несмотря на все тяготы и невзгоды, до 20 в. жизнь в России была вполне сытой и счастливой. Конечно же, случались периодические бесчинства и несправедливость власти, нашествия иноземцев, кровопролитные войны. Однако силы неписаных нравственных законов, во многом сформулированных и утвержденных в сознании народа христианством, хватало для предотвращения краха России. Все изменилось в 1917 г. с приходом к власти большевиков. Советская власть является ничем иным, как убийцей настоящей России. Все ее действия всегда были направлены против народа и страны. Октябрьский переворот повернул дотоле процветающее государство вспять, навстречу варварству и средневековой жестокости. В наибольшей степени это проявилось в организации ГУЛАГа, системы лагерей, где в нечеловеческих условиях трудятся миллионы заключенных, являющихся бесплатной рабочей силой для Сталина и его приспешников. |
Отечественная война 1812 г., А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, Екатерина II, А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Петр I, В.И.Ленин, Иван Грозный, Александр Невский, Смута
Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Иван Грозный, Петр I, Смута
Екатерина II, М.И. Кутузов, Петр I, Отечественная война 1812 года, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Смута, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Николай II, Л.Н. Толстой, А.В. Суворов.
М.И. Кутузов, Александр Невский, Смута, Октябрьская революция, Иван Грозный, Николай II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.В. Сталин, А.В. Суворов, Великая Отечественная война.
В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута.
Учебник А. А. Данилова для 7 класса общеобразовательных школ посвящен истории России XVII-XVIII вв, написан с госудрсвенно-патриаотических позиций. Основные объекты памяти здесь Петр I, Екатерина II, Смута, Пугачёв Е. И., Ломоносов М. В.
Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Сайт http://russiahistory.ru представляет собой просветительский проект, основанный в 2013 году и посвящённый истории России. На главной странице сайта представлена схема, посредством которой осуществляется навигация по сайту. Сайт содержит следующие основные рубрики: Классические лекции, библиотека, эпохи, Российский исторический словник, фото и иллюстрации. Каждая из рубрик подразделяется на ряд более узкоспециальных составляющих. Самые обширные рубрики: Библиотека, Фото и иллюстрации. Строго научным данный проект назвать нельзя. Наряду с работами профессиональных историков на портале рамещены работы Э. Радзинского. Информация на сайте предствалена в текстовом и визуальном форматах. Цветовая гамма исполнения - бело-голубые тона. Благодаря большому количеству таблиц и схем по истории, сайт может быть полезен школьникам и студентам.
Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
"История России" - сайт, содержащий краткие справки об основных исторических событиях и исторических деятелях. Структурирован по хронологическим периодам. Основная направленность статей - государственно-патриотическая, хотя отдельные статьи проводят либеральную историческую концпецию. Сайт написан со множеством фактологических и грамматических ошибок.
Локальные объекты памяти: Петр I, Екатерина II, Александр II, Отечественная война 1812 г., Смута, И.В.Сталин, Иван Грозный, В.И.Ленин, Александр Невский, А.С.Суворов.
"Русская история" (https://www.ruistor.ru) - образовательный ресурс по русской истории. Основные разделы сайта: "История России" (правители и выдающиеся личности определенного периода истории России, армия, битвы и сражения, культура и религия), "История от народа" (легенды, предания, былины, песни и сказки) и "Приложения" (сведения зарубежных и отечественных историков и хронистов о славянах и о Руси, битвы русского народа, различные материалы по истории). В подразделах "Романовы" и "Рюриковичи" имеются схематичные генеалогические древа, являющиеся в то же время картами ссылок на подробные биографии исторических личностей. Ресурс выполнен в бело-бежевом цвете с элементами зеленого.
Локальные объекты памяти: Смута, Петр I, Екатерина II, Александр II, Николай II, Октябрьская революция, Великая Отечественная война.
Основные объекты памяти: Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
Портал "История мира" содержит материалы по всеобщей истории. При этом на сайте отсутсвуют какие-либо обширные курсы по тому или иному периоду в истории регионов мира. Сайт представляет своего рода фрагментарный набор по истории случайных сюжетов из истории. Это могут быть войны, может быть история отдельного города (Царского села, например). На сайте не очень удобный поиск, что усложняет работу с его материалами. Среди интересных нам объектов исторической памяти на сайте есть следубщие: А. В. Сувовров, Александр II, Екатерина II, И. В. Сталин, М. В. Ломоносов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута.
В рамках празднования состоялись следующие мероприятия: