Александр Невский - место консенсуса национальной памяти постсоветского российского общества. Он является одним из наиболее востребованных героев русского средневековья в источниках формирования массовых представлений о прошлом в современной России. Востребованность образа князя объясняется как государственным, так и общественным интересом к его личности. Подтверждением важности персоны Александра Невского для государственной исторической политики, является масштабное празднование 800-летия со дня рождения князя в 2021 году, указ о проведении которого был подписан еще в 2014 г. Одинаково позитивная оценка личности князя в источниках различных концепций (даже в рамках государственно-социальной и радикально-либеральной) привела к массовому распространению его образа в различных аудиовизуальных источниках, на первом месте среди которых монументальная скульптура. Количество памятников и скульптур, установленных на территории России, посвященных князю Александру Невскому, с каждым увеличивается (при этом значительное количество памятников установлено в последние десять лет). Нельзя сказать, чтобы подобный размах был характерен для исторической живописи и кинематографа, однако, в целом и в этих областях визуального искусства тенденции аналогичны (в качестве примера отметим фильм "Александр. Невская битва" (2008) и ряд полотен известного современного российского художника П.В. Рыженко). В школьных учебниках Александр Невский также предстает национальным героем, боровшимся за возрождение Руси.
Расположен в г. Псков, на горе Соколихе. Открыт в честь 1090-летия Пскова. Другое название - "Ледовое побоище".
Скульптура на памятнике «1000-летие России». Расположен в г. Великий Новгород.
Установлен около Спасо-Преображенского собора на Красной площади в г. Переславль Ярославской обл. Чертами лица князь схож с актером Николем Черкасовым, воплотившим образ Александра Невского в фильме С.М. Эйзенштейна.
Был установлен в 1963 году около Николо-Кремлевской церкви в г. Владимир. Ныне располагается у здания Юридического института на ул. Большая Нижегородская. Бюст является копией бронзового памятника в Переславле.
Расположен на набережной реки Волхов в г. Великий Новгород.
Расположен на Красноармейской улице г. Порхов Псковской обл. Установлен в честь 750-летия города.
Является часть мемориального комплекса воинской славы в селе Кобылье, Городище, Псковская обл. Рядом со скульптурой был уставновлен деревянный поклонный крест. В 2006 г. он был заменен на бронзовый. Прототипом послужил Новгородский Алексеевский крест. Автор проекта А.А. Селезнев.
Установлен в канун 730-летия со дня кончины полководца в г. Городец Нижегородской обл. на пересечении улицы Александра Невского и Волжской набережной.
Открыт 9 мая 2002 г. на Площади Александра Невского в Санкт-Петербурге.
Установлен 29 мая 2003 г. в г. Усть-Ижора Ленинградской обл.
Установлен на Большой Московской ул. во Владимире около Николо-Кремлевской церкви. Ранее на этом месте располагался бюст полководца скульптора С.М. Орлова.
Установлен перед Троицкой Церковью в селе Ворша Владимирской обл. Расположен слева от одноименного мемориального комплекса.
Установлен у Александро-Невского кафедрального собора в г. Петрозаводск.
Установлен на подворье войскового собора в центре г. Краснодар. Бюст изготовлен в рамках проекта «Аллея российской славы».
Установлен в селе Березовка Нижегородской обл. рядом с храмом Александра Невского.
Установлен в г. Александров Владимирской обл. у собора Рождества Христова в день 750-летия преставления святого благоверного князя.
В память о павших в Синявинских наступательных операциях возведен храм святого благоверного Великого князя Александра Невского. Братское захоронение венчает величественный бронзовый памятник святого Александра Невского.
Установлен рядом с часовней "Взыскание Погибших" иконы Божией Матери на станции Ашукинская (Моск.обл.) в рамках празднования 25-летия Софринской бригады ВВ МВД России, погибшей при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.
Установлен на территории Аксайского Казачьего Кадетского корпуса в пос. Рассвет Ростовской обл. Является частью проекта «Аллея Российской славы».
Создан благодаря проекту «Аллея Российской славы».
Из собрания Третьяковской галереи.
Начало XIX века. Из собраний Третьяковской галереи.
Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.
Отечественная война 1812 г., А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, Екатерина II, А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Петр I, В.И.Ленин, Иван Грозный, Александр Невский, Смута
И.В. Сталин, В.И. Ленин, Александр Невский, Великая Отечественная война, Николай II, А.С. Пушкин, Октябрьская революция
М.И. Кутузов, Александр Невский, Смута, Октябрьская революция, Иван Грозный, Николай II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.В. Сталин, А.В. Суворов, Великая Отечественная война.
В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута.
Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Сайт http://russiahistory.ru представляет собой просветительский проект, основанный в 2013 году и посвящённый истории России. На главной странице сайта представлена схема, посредством которой осуществляется навигация по сайту. Сайт содержит следующие основные рубрики: Классические лекции, библиотека, эпохи, Российский исторический словник, фото и иллюстрации. Каждая из рубрик подразделяется на ряд более узкоспециальных составляющих. Самые обширные рубрики: Библиотека, Фото и иллюстрации. Строго научным данный проект назвать нельзя. Наряду с работами профессиональных историков на портале рамещены работы Э. Радзинского. Информация на сайте предствалена в текстовом и визуальном форматах. Цветовая гамма исполнения - бело-голубые тона. Благодаря большому количеству таблиц и схем по истории, сайт может быть полезен школьникам и студентам.
Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
"История России" - сайт, содержащий краткие справки об основных исторических событиях и исторических деятелях. Структурирован по хронологическим периодам. Основная направленность статей - государственно-патриотическая, хотя отдельные статьи проводят либеральную историческую концпецию. Сайт написан со множеством фактологических и грамматических ошибок.
Локальные объекты памяти: Петр I, Екатерина II, Александр II, Отечественная война 1812 г., Смута, И.В.Сталин, Иван Грозный, В.И.Ленин, Александр Невский, А.С.Суворов.
Несмотря на свое название ресурс "Российская империя" охватывает своим содержанием также период доимперской России и советского государства. На сайте помимо обширных статей (часть из них - выдержки из учебных пособий или энциклопедий) также размещена обширная коллекция фотографий, видео. На сайте есть вспомогательные разделы, посвященные наградам, орденам, военным конфликтам, исторической хронологии и т.д.
Локальные объекты: Александр Невский, Александр II, Екатерина II, Петр I, И.В.Сталин, Николай II, В.И.Ленин, Е.И.Пугачев.
Сайт "История России" (https://history.com.ru) позиционирует себя как портал об истории России от Древней Руси до Российской Федерации. Он исполнен в бело-черных тонах с элементами желтого с красным. Ресурс разделен на такие основне блоки, как "Киевская Русь", "Удельная Русь", "Русское царство", "Российская Империя", "СССР" и "Россия". Каждый раздел содержит статьи о событиях и личностях конкретной эпохи и сопровождается красочными иллюстрациями. Сайт предоставляет возможность удобного поиска по материалам.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, Иван Грозный, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Е.И. Пугачев, Екатерина II, Николай II, Октябрьская революция, И.В. Сталин, Отечественная война 1812 года, Петр I, М.И. Кутузов.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
Сайт "История России до 1917 г." содержит, преимущественно справочный материал по истории России указанного периода. Это схемы, таблицы, энциклопедические статьи. Присутсвует большое количество видеолекций и текстовых расшифровок таких лекций или радиопередач. Однако, при большом количестве материала, история России в нём освещена не равномерно. Скорее всего, это следствие случайной наполняемости сайта материалами, без какой-либо чёткой программы. Среди интересующих нас объектов исторической памяти выявлены следующие: Петр I, Николай II, Отечественная война 1812 г., Кутузов М. И., Иван Грозный, В. И. Ленин, Александр Невский, Александр II.
Сайт создан рабочей группой вологодских историков. Основное наполнение сайта - материалы, относящиеся к истории России из академической "Всемирной истории" в 10 тамх (М., 1955-1965). Среди интересующих нас объектов исторической памяти присутствуют следующие: Пушкин А. С., Александр Невский, Ленин В. И., Екатерина II, Сталин И. В., Толстой Л. Н., Ломоносов М. В., Кутузов М. И., Отечественная война 1812 г., Достоевский Ф. М.
В 2020-2021 гг. в России проводится комплекс различных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения Александра Невского.
Указ о праздновании 800-летия со дня рождения Александра Невского
В числе прочих можно указать следующие мероприятия:
Фотовыставка «Александр Невский – имя России» открылась в Дипакадемии МИД (2020)
Фотовыставка «Во имя Святого князя» в историческом парке «Россия-моя история» (2020)
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Солженицын А.И. | В круге первом |
Солженицын А. В круге первом: Роман. М.: Изд. Эксмо, 2006 (Красная книга русской прозы). 768 с. |
Роман | Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Александр II, Л.Н. Толстой, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, ВОВ | Россия, 13 в., Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | В основе сюжета – история, рассказывающая о попытке советского дипломата, высокопоставленного чиновника МИД Иннокентия Володина предотвратить передачу советским агентам в Америке секрета ядерной бомбы. Роман начинается с телефонного звонка Володина в Американское посольство и завершается его арестом. Арест стал возможным благодаря определению голоса Володина, которое было проведено в подмосковной «шарашке», занимающейся проблемами секретной телефонии. Отталкиваясь от этой сюжетной линии роман дает комплексную картину жизни разных страт советского общества (высшее руководство страны – Сталин, Абакумов, Поскребышев), чиновничья и писательская номенклатура (семья Макарыгиных, прокурор Славута, писатель Галахов, замаинистра Селивановский, инженер-полковник Яконов и др.), чекистов (Шикин, Мышин, Шустерман, Наделашин, Климентьев и др). Все персонажи, принадлежащие к этим группам, отрицательные, либо по своей природе, либо потому, что их такой сделала система. Представители других групп общества в большинстве случаев положительные – основные – арестанты- обитатели Шарашки – Рубин, Нержин, Сологодин, Хоробов, Спиридон, Герасимович, Челнов, Потапов и др. Хотя и среди них есть исключения – доносчики (такие как Стельмах) и бывшие гебисты (такие как Мамурин). |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Допетровская Русь |
Кн.Игорь Святославович, поход 1185 г. (известный исторический сюжет) Церковь (роль в истории страны неоднозначна), Татаро-монгольское иго (страшное бедствие, которое церковь смогла использовать для собственной выгоды), Александр Невский (символ борьбы, святости и благородства), Иван Грозный (жестокий палач), Андрей Курбский (диссидент, противостоял деспоту) |
Россия имеет древнюю и богатую историю –историю героев (кн.Игорь, Александр Невский, кн.Курбский) и диктаторов (Грозный). Дух русской культуры и религиозности – ведущий положительный фактор, татаро-монгольское иго, политиканство русской церкви, тиранство самодержавия – негативные факторы, влияющие на историю страны. |
Россия, 18 в. |
Петр I (жестокий тиран, его реформы важны, но являлись неумелым подражанием Европе), Екатерина Великая (жестокая правительница, стремившаяся к укреплению своей власти), Пугачев (борец с тиранией) |
Реформы Петра носили противоречивый характер, поскольку являлись отходом от русских национальных традиций, хотя с и открывали дорогу просвещенному веку Екатерины, который тоже неоднозначен (эпоха народного – Пугачевского бунта) |
Россия 19- начало 20 в. |
Пушкин (властитель дум потомков), Толстой (великий писатель, здраво мыслил, искренний), Горький (отрицательная оценка творчества и взглядов), Декабристы (к ним отнеслись гуманно), [народники, с-д, эсеры] (стремились разрушить стабильно развивавшуюся страну), I Мировая война (тяжелое испытание, ослабившее страну и приведшее к революции), Николай II (слабый, безвольный монарх), революция 1917 г. (февраль – революция, октябрьская – переворот), установление советской власти (обман народа ради достижения своих фанатичных целей), большевики [Свердлов, Ленин, Карелин, Дыбенко] (негодяи, фанатики, подлецы и убийцы), |
Эпоха XIX-начала ХХ в. – счастливое время в истории России, к 1910-м гг. социальное и духовное развитие общества достигло высшей точки. В XIX –начале ХХ в. русской интеллигенцией создается великая русская культура. Идейная основа этой культуры – тема русского народа, его просвещения и освобождения, отсюда возникновение революционного движения и поддержка его интеллигенцией. Власть при этом относилась к этому тоже интеллигентно, т.е. гуманно, репрессии были мягкие. В результате режим, раскаченный десятилетиями революционной борьбы и подточенный тяготами I Мировой войны пал в ходе февральской революции. Однако, власть не перешла народу – ее обманом и путем заговора захватили большевики. |
Россия в советское время |
Ленин (безжалостный циничный фанатик), Октябрьская революция, 1917 г. (торжество негодяев-большевиков, начало бедствий для России), большевики [Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Томский, Рыков, Куйбышев, Горький, Фрунзе, Буденный, Крупская, Преображенский, Серебряков, Ярославский, Крестинский, Ягода, Ежов, Орджоникидзе, Лысенко] (негодяи, враги России, уничтожавшие все лучшее в ней, недалекие и извращенно жестокие), НЭП (предвоенное, лучшее время в советской истории), внутрипартийная борьба (грызня пауков в банке за власть), политические процессы 30-х гг. (лидеры большевиков пытались загрызть друг друга), Политический режим (диктатура, тоталитаризм, доносы и шпионаж – основа сталинского режима), культ личности (навязывался повсеместно), Советская власть (характерная черта – обман и лицемерие), Репрессии [ГПУ, МГБ, ГУЛАГ, СМЕРШ, цензура, шарашка, чекисты, борьба с космополитизмом] (надуманность политических процессов, жестокость сталинского полицейского режима), советское чиновничество (торжество бюрократии, страха за свою шкуру), церковь (подвергалась жесточайшим гонениям), Сталин (карьерист, жестокий расчетливый себялюбец, грабитель и убийца, дорвавшийся до власти), ВОВ (трагедия для народа, ряд ошибок Сталина), Советская культура [наука, образование, театр, литература, создание ядерной бомбы] (все было подчинено пропаганде интересов власти и ее возвеличивания, не могла развиваться в условиях жесточайшей цензуры), Советская интеллигенция (неприятие советской власти, лицемерия и раболепства перед Сталиным) |
После победы большевистской власти Сталин шаг за шагом устанавливает режим личной диктатуры в правящей партии, используя слабости других большевистских лидеров и саму атмосферу, которая возникла в стране после Гражданской войны. Становление сталинского режима неразрывно связана с началом политических процессов в стране, свертыванием НЭПа, коллективизацией. В условиях сталинского режима происходит дальнейшая деградация России: ее культуры, ее народа, ее элиты. Сталинский режим (важную роль в котором и грает сама зловещая личность диктатора) представляет собой тоталитарное общество, пропитанное ложью в котором отсутствует место для свободы человека. Школьное и вузовское образование ставят целью не передачу знаний, а идеологическое воспитание советского человека, которому на протяжении всей жизни государство промывает мозги (прессой, политучебой и т.п.). Для контроля над жизнью человека существуют различные инструменты – ГПУ (МГБ), партия, профсоюзы и др. Основой сталинского политического режима является всеобщая система шпионажа и доносов, в духе которой воспитывается и молодое поколение. В этих условиях политическая элита давно подвержена моральной деградации, искусство и литература обслуживают идеологию, церковь прославляет власть. Режим потребительски относится к населению – миллионы людей содержаться в лагерях, в ходе Великой отечественной войны режим пошел на многочисленные бессмысленные жертвы, народ спас страну, но ее потерял, поскольку режим еще более укрепился, в стране активно идет подготовка к новому 1937 г. Сталинский режим агрессивен и на внешнеполитической арене: широко практикуются убийства оппонентов режима за рубежом, проводятся чистки в коммунистических партиях подконтрольных государств, подвергаются анафеме отступники в рядах социалистического лагеря, но, главное, режим готовится к развязыванию новой войны, целью которой является мировое господство, для этого ему жизненно необходимо обладание ядерным оружием. Единственная оппозиция режиму – это советская, русская интеллигенция, воспитанная на гуманистических традициях русской классической литературы, не приемлющая основных методов сталинской политики. Внутри интеллигенции идет напряженная духовная жизнь – споры о путях развития страны, в этих спорах рождается понимание необходимости сопротивления режиму, поисков путей его уничтожения. Постепенно и по разному от слов люди переходят к действиям. |
Общая концепция | Россия имеет древнюю и великую историю, в ней сильны и стремление элиты к духовной свободе и традиции рабства по отношению к государству. Революция 1917 г. – была итогом деятельности русской интеллигенции, стремящейся к большей свободе, но страна оказалась к ней не готова – власть захватили темные силы – большевики. Тоталитарная власть большевиков в эпоху сталинской диктатуры привела к порабощению народа, деградации нации, но духовные искания советской интеллигенции создают основу для начала новой борьбы за свободу. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Балашов А. | Бремя власти | Балашов Д.М. Бремя власти. Роман. – Петрозаводск: Карелия, 1982. – 406 с. | Исторический роман | Александр Невский, Иван Грозный | Россия, 13 в., Россия, 16 в. |
Фабула |
Действие романа разворачивается во второй четверти четырнадцатого века на Руси. Иван Калита борется за политическое лидерство и его главным соперником становится тверской князь Александр Михайлович – сын Михаила Александровича, убитого в Орде Юрием Московским. После смерти отца и брата – Дмитрия Грозные Очи, Александр бежит сначала во Псков, а затем в Литву. В это время Иван Калита прикладывает большое количество усилий, чтобы объединить русские земли под одним началом и главные его враги в этом – ещё сильное тверское княжество и Орда. На протяжении всего романа разворачивается борьба за признание в той или иной русской земли, поиски новых союзников. Орда представляет собой ещё грозную силу и потому во многом именно от решения хана зависит то, кто будет править на Руси. И в борьбе за ханский ярлык сталкиваются Иван Калита и Александр Михайлович. В руках у хана оказывается грамота, в которой Александр говорит о своём расположении к Литве и после этого хан Узбек, как только Александр оказывается в Орде , убивает его вместе с сыном. Таким образом, ярлык на великое княжение получает Иван Калита и делает тем самым большой шаг вперёд в формировании единого московского государства. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Русь, 9-13 в | Киевская Русь (могущественное государство), Александр Невский (правитель, который построил наиболее выгодные и правильные на тот момент отношения с Ордой) | Киевская Русь в представлении князей тринадцатого века является определённым идеалом государства, и Русь первой половины 14 века должна стремится к такому же могуществу и единству под властью сильного правителя. В этом смысле характерен данный в романе образ Батыя, который, при всём негативном отношении к нему русского народа, вызывает у русских людей смешанные чувства, в том числе уважение и страх перед силой хана. |
Русь, 14 в. | Соперничество Москвы и Твери (привело к раздробленности Руси, которая, в свою очередь, усилила и без того тяжёлое положение страны, сделало ее более уязвимой перед внешними врагами), Александр Михайлович (отрицательный образ князя, бежавшего в Литву), Иван Калита (достоин положительной оценки, т.к. всеми способами стремился укрепить свою землю) Михаил Александрович (стал символом героической гибели русского князя в Орде), Юрий Московский (стремился к достижению величия своей земли, прибегая при этом к любым методам), Батый (отрицательный персонаж русской истории, на протяжении долгого времени вызывавший страх и неприязнь у русских людей), Орда (в начале четырнадцатого века всё ещё контролирует политику Руси, однако, постепенно слабеет). | Во второй четверти 14 века на Руси продолжается борьба за политическое лидерство в стране между Тверью и Москвой. Если в первой четверти 14 столетия лидерство было за Тверью, то впоследствии всё меняется. Но, несмотря на то, что теперь ведущую роль играет Москва, всё тоже большое значение в политической жизни Руси принадлежит Орде. В качестве объединителя русских земель теперь выступает московский князь – Иван Калита, который всеми доступными средствами присоединяет к молодому московскому государству новые земли. |
Русь, 16 в. | Иван Грозный (тиран, жестокий, но великий человек) | Иван Грозный – сложившийся образ в сознании широких масс, с определенными чертами характера - тиран, жестокий, но великий человек. |
Общая концепция | В первой половине 14 в. Русь находилась в очень сложном положении. Терзаемая внутренними противоречиями, она подвергалась постоянным нападкам соседей – Великого княжества Литовского и Орды. Однако на протяжении всего периода раздробленности князья знали о великом прошлом русской земли – периоде Киевской Руси, во время которого она славилась своей мощью, объединённая под властью великого князя. Раздробленность – период ослабления русского государства, который оказался лишь ступенью к ещё одному периоду возвышения Руси под властью одного правителя – времени Ивана Грозного. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Акунин Б. | Пелагия и красный петух |
Пелагия и красный петух. М., АСТ,2003 1,2,3 изд.1 Т.318 с Т.2.267 .М., АСТ Москва,2004 Т.1. с 317, Т.2. с 266 .М.,АСТ |
Роман | Александр Невский, Иван Грозный, А.В. Суворов | Россия, 13 в., Россия, 16 в., Россия, 18 в. |
Фабула | Действие разворачивается в конце XIX в. Заволжский Епископ Митрофаний и приближенная к нему монахиня Пелагея оказываются втянутыми в расследование таинственного убийства главы секты найденышей Мануйлы, которое ведет статский советник Долинин, выясняется, что на самом деле убитый не Мануйла. Вскоре неожиданно одно за другим на монахиню совершаются покушения (последнее совершает бывший жандарм Рацевич), следы которого ведут в Житомир, к организации «Христовых опричников». Пелагея спешно уезжает в Палестину, чтобы найти истинного Мануйлу, а в Житомир для расследования отправляется тайно влюбленный в Пелагею заволжский губернский прокурор Матвей Бердичевский. В ходе расследования Бердичевскому удается не только установить связь убийцы с «опричниками» и бывшим любовником Рацевича графом Чарнокуцким , но и связь двух последних с советником Долининым. Бердичевский отправляется в Петербург с тем, чтобы выяснить, кому служит Долинин ивыяснил – обер-прокурору Синода Победину [Победоносцеву]. Именно Победин являлся организатором преследования Мануйлы, которого считал Антихристом, и Пелагеи, которая могла его разоблачить. Победин добивается от Бердичевского согласия на работу в его команде, но после того как Бердичевский посылает предупредительную телеграмму в Заволжск о опасности которая грозит Пелагеи, его убивают. Однако, тайно он все уже успел предупредить Митрофания, который срочно выезжает в Иерусалим спасать Пелагею. К тому времени в Палестине Пелагея находит Мануйлу (Эммануила), который оказывается Иешуа, который чудом перенесся благодаря крику красного петуха на 2000 лет вперед и теперь хочет вернуться назад. Это возвращение ему удалось, за Эммануилом ушла и Пелагея, от которой приехавший в Иерусалим Митрофаний застал только прощальное письмо. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Русские земли 13 в | Александр Невский (герой России, часто используется в пропагандистских целях) | Русское оружие с давних времен одерживало славные победы. Александр Невский – первый в череде русских официальных героев |
Русские земли 14 в. | Татаро-монгольское иго [Куликовская битва, Олябля, Пересвет, Дмитрий Донской] (зло с которым боролись русские герои и все общество, в том числе церковь) | В борьбе с татаро-монгольским игом, в решающей битве на Куликовом поле принимали участие православные монахи, сражавшиеся на стороне добра, русского народа и героя Дмитрия Донского |
Россия, 16 в. | Опричники (фанатичные громилы), Иван Грозный (негативный персонаж), русский народ, крепостное право (негативная оценка угнетения русского народа крепостничеством), освоение Урала, освоение Сибири [Строгановы] (новые земли осваивал русский свободолюбивый народ, бежавший от крепостничества) | В тяжелые времена русского средневековья «разбойные» люди (сбегающие от крепостной неволи и государева гнета) осваивали Урал и Сибирь, особую роль в процессе колонизации играли Строгановы. В самом же Московском государстве под рукой царя Ивана Грозного бесчинствовали опричники |
Россия 17 в. | Земский собор 1613 г., Михаил Романов (ответственность дворян за выбор Михаила Романова на царский престол на Земском Соборе в 1613 году), дворянство (превозносило свою роль в судьбе страны),Степан Разин (сохранил о себе память в народе) | Русский народ тяготеет к вольнице – разбойники «разинцы» - его яркие представители. Во времена Смуты дворянство смогло спасти страну, избрав из своей среды нового царя – Михаила Романова. |
Россия 18 в. | Суворов (национальный герой, образ используется официальной пропагандой) | Русское оружие с давних времен одерживало славные победы. Суворов – в числе русских официальных героев |
Россия, 19 в. | Российская власть, [бюрократия, Церковь, Синод, Победоносцев, Жандармское отделение, "Священная Дружина," национальный, религиозный вопрос (евреи, лютеране, мусульмане, грузины, армяне, католики, раскольники, духоборы)] (безумие имперской национальной социальной и религиозной политики, нетерпимость), дворянство (зачастую отличается консерватизмом и ограниченностью), российская молодежь (характерен нигилизм), революционное движение [Нечаев, «Катехизис революционера», марксизм, женское образование] (власть своими действиями породила революционеров, антисемитизм черта оседлости (евреи – козлы отпущения), чеченцы [Шамиль кавказская война] (взаимная жестокость, звериная сущность горцев, являющиеся ответом на имперскую политику), Скобелев (герой, имя которого часто используется в пропагандистских целях), Победоносцев (негативная оценка, сторонник тезиса «цель оправдывает средства»), Толстовство (ложное, но популярное в народе), общественные нравы (распущенность нравов русского общества, утрата (/смещение/ традиционных ценностей) священники (негативная оценка: лицемеры и антисемиты), | Российская империя – многонациональная и поликонфессиональная страна с сложной социальной структурой. Однако в конце XIX в. в ней нет ни социального, ни религиозного, ни национального мира. Народ живет в патриархальной бедности, однако патриархальные нравы уходят вместе с прогрессом: люди уходят из православия, возникают религиозные секты (в том числе в «толстовство»), социал-сионисткие организации, распространяется гомосексуализм, разрушаются семьи, растет революционное движение. Причина – в противостоянии власти и общества (зараженного марксистскими и социалистическими идеями и взявшего на вооружение экстремистские средства – Нечаев, «Катехизис революционера»). Однако, основная вина лежит на государственной идеологии и политике выразителем которой в конце XIX в. является обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев. Ее суть – в стремлении контролировать политическую и духовную жизнь общества, в качестве важнейшего института рассматривается РПЦ во главе с Синодом. Она используется властью наряду с Жандармским управлением и другими государственными учреждениями как инструмент влияния и контроля; методы, используемые властью основываются на принципе «цель оправдывает средства» и включают в себя провокации, организации убийств и погромов. Таким образом, власть хочет предотвратить сползании страны к революции и катастрофе, но на деле только приближает ее. |
Россия 20 в. | Российское общество [Сорос, нравы] (распущенность нравов русского общества, утрата /смещение/ традиционных ценностей, состояние кризиса,) | Российским гражданам (представителям сексуальных меньшинств) в справедливой борьбе за их права помогает Запад (в лице Джоржа Сороса) |
Общая концепция | Россия – великая страна с древней историей, российский народ с давних времен был силен своим боевым духом и единством, которые позволили ему обрести национальную независимость. Но государство со времен Ивана Грозного с его «опричной идеологией» подавляло народ делало из него «разинцев», «революционеров» или «толстовцев»; особо вредным является использование церкви в полицейских целях. Такая политика в конце XIX в. приводит страну на грань катастрофы, которая приведет к тому, что столетие спустя перед российским обществом и западными правозащитниками окажутся те же проблемы. |