М.В. Ломоносов – наряду с Д.И. Менделеевым является символом отечественной науки и относится к категории мест консенсуса национальной памяти. Однако во всех нарративных источниках подчеркивается уникальность Ломоносова в силу широты его научных интересов, мощных организаторских способностей, а также активной гражданской позиции. В учебниках подчеркивается патриотический характер всех начинаний ученого (в частности, чтение приветственных лекций при открытии Московского университета не только на латыни, но и на русском языке). В сетевых источниках, при описании жизненного пути ученого, помимо всего прочего делается акцент на его простом происхождении. Критические оценки также приводятся, но они касаются не научных достижений М.В. Ломоносова, а художественных («Википедия») и вряд ли влияют на общий характер образа ученого в массовом историческом сознании. В современной России проводят множество мероприятий, поддерживающих память об ученом. Из крупных событий последнего десятилетия можно отметить праздничные мероприятия, связанные с 300-летием со дня рождения М.В. Ломоносова (напр., мероприятия в МГУ 14-19 ноября 2011 года)
Из собрания Российской академии наук.
Картина первоначально имела другое название "Сто веков". Была написана в 1988 г. На картине изображено 183 различных объекта.
Серия 2, Серия 3, Серия 4, Серия 5, Серия 6, Серия 7, Серия 8, Серия 9, Серия 10, Серия 11, Серия 12.
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Искандер Ф. | Сандро из Чегема | Сандро из Чегема: Роман. Советско-западногерманское издательское предприятие «Вся Москва», 1990, 767 с. | Роман | Петр I, Екатерина II, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Николай II, Октябрьская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин, М.В.Ломоносов |
Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | В основе сюжета романа лежит рассказ о дяде Сандро, жителе села Чегем в Абхазии. В рамках романа раскрывается тридцать три небольших сюжета, в которых описывается жизнь села Чегем, в основном события развиваются в промежутке между 1917 и концом 70-х годов 20 в. Основным героем является дядя Сандро, который рассказывает о своей жизни и о жизни обитателей села Чегем. Также роман «Сандро из Чегема» содержит мифические и легендарные сюжеты. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия дореволюционная. | Пётр I (выступает в памяти народа как человек своим примером, призывавший построить новое государство и улучшить общественные порядки), Екатерина II (препятствовала немецкому засилию), Отечественная война 1812 г. (значимое событие в истории, народ помнит о нем), Бенкендорф (жестокий и коварный политический деятель), Пушкин (гений, истинно народный писатель), Толстой (великий писатель и психолог), Тургенев (большое значение для русской культуры), Николай II (прекрасный человек, но плохой правитель, окруживший себя корыстолюбивыми людьми, не думающими о России), Бунин (гениальный поэт и писатель). | Русские цари зачастую являлись примером для своего народа для и для дворян в частности (Пётр I). Вообще все описанные автором цари представлены людьми, стремящимися принести пользу своей стране и народу. В тоже время декабристы не являются людьми, которые могли нанести вред стране и помешать её нормальному развитию. Поэты и писатели (Пушкин, Толстой и др.) представлены людьми, формировавшими духовные идеалы народа, зачастую отражавшими его интересы и служивших образцами для подражания в простом народе. |
Россия, 20 в. |
Октябрьская революция (привела к кардинальным изменениям в жизни страны), гражданская война (большая часть населения стремилась отгородиться от нее, была пассивна), Ленин (значимость для истории, но скорее отрицательная оценка, некоторая комичность), Сталин (суровый и жестокий правитель), Берия (жесток и коварен, параллель с Бенкендорфом), коллективизация (отрицательное отношение в народе, страшное испытание), Великая Отечественная война (суровое и трагичное время), Хрущёв (сделал жизнь свободнее, заслуживает положительной оценки), |
Жизнь Абхазии представлена немного отчуждённо от жизни всего остального Советского общества. Тем не менее, революция 1917 г. оказала большое влияние на развитие кавказского региона, поэтому крупные события советской истории не проходят мимо жителей Абхазии, Грузии и т.д. Большое внимание отводится вождям государства, которые являются для простого народа защитниками их интересов. |
Общая концепция | Русская история и история кавказского региона довольно тесно взаимосвязаны. Русские цари, общественные деятели и писатели оказывали большое влияние на Кавказ. Но, несмотря на это, чувствуется некоторая отстранённость Кавказа от основной территории сначала Российской Империи, а затем СССР. Это сказывается в отношениях между русским и кавказскими народами, различием нравов, традиций, обычаев и мн. др. Несмотря на меняющиеся власти, сохраняется некоторая отчуждённость кавказских территорий от остальной России и самобытность нравов в этом регионе, и эта, развивавшаяся на протяжении веков тенденция, врядли изменится. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Пикуль В.С. |
Слово и дело |
Пикуль В.С. Слово и дело. Кн. 1. М.: АСТ, Вече, 2008. – 654 с. Пикуль В.С. Слово и дело. Кн. 2. М.: АСТ, Вече, 2008. – 702 с. |
Роман | Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Октябрьская революция | Россия, 16 в., Россия, 18 в., Россия, 20 в. |
Фабула | Масштабный исторический роман состоит из двух книг: «Царица престрашного зраку» и «Мои любезные конфиденты». События, описываемые в романе, относятся ко временам правлений Петра II (1727-1730), Анны Иоанновны (1730 – 1740) и Анны Леопольдовны (1740-1741). Автор подробно описывает ситуацию при дворе, придворные интриги, самовластие властителей, бедствия народа. Пикуль стремиться дать полные и безжалостные характеристики историческим деятелям той эпохи: Петру II, Анне Иоанновне, Остерману, Бирену (Бирону) Долгоруким, Миниху и прочим. Автор не оставляет без внимания ни одно мало-мальски значимое событие эпохи: от войн и дипломатических интриг до Ледяного дома и народным праздникам. Описан также быт и нравы, как при дворе, так и в народе. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 13 в. | Ледовое побоище (обидное поражение немцев на Чудском озере, не забыто ими), Татаро-монгольское иго (одно из самых печальных времен в истории России) | Ледовое побоище – очень значимое для русской истории событие, оно позволяет гордиться мудростью и смелостью русских и сеять зависть среди иноплеменников. С другой стороны, в эту же эпоху междоусобные распри князей не позволили дать отпор татаро-монгольским захватчикам. |
Россия, 15 в. | [Куликовская битва, Дмитрий Донской] (Победа Дмитрия Донского в 1380 году - предмет гордости русского народа) | Время татаро-монгольского ига – одно из самых печальных в истории России. Тем значимей победа в Куликовской битве («поле бранной чести нашей!»). |
Россия, 16 в. | Иван Грозный (жестокость Ивана Грозного; оправдание жестокостей необходимостью достижения нужных стране результатов), [опричнина, Малюта Скуратов] (ненависть к временщикам в России, жестокость опричников) | Противоречивость фигуры Ивана Грозного. Его зверскую жестокость нельзя ничем оправдать, опричнина, а также всесилье временщиков Басманова и Скуратова – позор для государства. Но при этом Иван Грозный усмирял аристократию, власть которой могла бы развалить страну (по примеру Речи Посполитой). Также в его правление возросло величие России: захвачены Казань и Астрахань, началось освоение Сибири. Примером Ивана грозного впоследствии оправдывали свои бесчинства его преемники-автократы. |
Россия, 17 в. | [Смутное время, Гришка Отрепьев] (символы анархии и беззакония), [Борис Годунов, Шуйский] (противоречивые оценки), восстание Степана Разина (не принесло никаких видимых результатов, кроме разрушений), Василий Голицын (личность недооценена по достоинству). |
17 век – век трагичных событий в истории страны, доставивший много бед русскому народу. Среди дворян – противоречивые оценки деятельности Годунова и Шуйского. Восстание Степана Разина не принесло народу благ, а еще большие страдания. Москва находилась в эпицентре всех событий: ее население привыкло бояться перемен сверху и не верить власти. Память о пролитой крови (начиная от Смуты и заканчивая расправой над стрельцами) сохранялась в народе. Автор положительно оценивает роль В. Голицына, считает, что всю масштабность его ума историкам еще предстоит узнать |
Россия, 18 в. | Петр Первый (государь, который осуществлял свою политику очень жесткоми методами. При этом его жестокость находила и ответную жестокость в народе. Но несмотря ни на что, Пётр стремился к улучшению положения в России), Ромодановский (очень жестокий нрав Ромадановского), царевич Алексей (было чуждо всё иноземное), Прокопович (выступал против ограничения монаршей власти), РПЦ (реакционность и мракобесие церковников), Пётр II (царь не желал заниматься государственными делами, отдавая ведение ими Остерману), Остерман (немец, презирал русских, считал их варварским народом, при этом он властвовал над ним, мало беспокоясь о его интересах и процветании), Бирон (жестокость и расточительность иноземного временщика), Анна Иоанновна, Артемий Волынский (в правление Анны Иоанновны Россия погрязла в крови, масштабы жестокостей сильно превосходили времена Ивана Грозного, особо показательным было дело Волынского) |
Несмотря на жестокость, Петр стремился возвеличить Россию, был истинным патриотом отечества. Его реформы и войны высокой ценой обошлись народу, который постоянно обирали. Кроме этого, при Петре на русскую службу приехало много иностранцев, которым не было дела до нужд России, а волновала лишь одна карьера, деньги и реализация своих амбиций. Но эпоха Петра дала России таких людей, как Посошков, посвятивший себя нуждам страны. После Петра Первого государи не занимались управлением России. Юный Петр Второй, за спиной которого войны аристократических семей и иностранцев, только пил и охотился. Крестьянство оскудело, но зато не жило в таком страхе перед карательными органами (Преображенский приказ). Преждевременная кончина имперетора предвещала смуту в стране и новые потрясения. На престоле оказывается Анна Иоанновна. Автор дает крайне отрицательную оценку ее правлению, называет его наихудшим в истории России. Похотливая и илчная баба, Анна думала лишь о своем обогащении и сохранении власти любой ценой, не забывая про фаворитов. Во главе страны оказываются иноземцы, что с ненавистью принимается в народе и в среде русской аристократии. Возобновляетсвою деятельность тайная розыскная канцелярия, возглавляемая А.И. Ушаковым, ищущая измену и крамолу, призывающая доносить и жить в покорности, страхе и смирении. Тысячи невинных умирает под пытками, на плахе и в каторге. По своей жестокости Анна превзошла самого Ивана Грозного. Внешняя политика ведется на согласно интересам России, а по желаниям фаворитов и «серых кардиналов». Особенно выделяется хитрый Остерман. Храбрые русские солдаты из-за безграмотного командования тысячами гибнут вдали от дома, сражаясь за интересы чужих государств и для возвеличивания честолюбцев. Россия окружена врагами: активно действуют иезуиты и масоны. Порта, Швеция и остальные соседи мечтают воспользоваться слабостью России. Народ, спасаясь от бедствий, уходит в леса, к старообрядцам, на Дон, в секты. Мракобесная церковь противится просвещению, а власть, опасаясь волнений, ей всячески помогает. Однако есть люди, которым больно видеть страдания родины. Среди них автор выделяет Волынского, желающего провести изменения в государственном устройстве страны. Но всех их ждет дыба и ссылка. Правление глупой, ленивой и отвратной Анны Леопольдовны, по мнению автора, было чрезвычайно невыразительно. Важное место в романе занимает тема освоения Сибири. Автор убежден, что это сильно поможет процветанию России. |
Россия, 18 в. | Елизавета Петровна (при всех недостатках – дочь своего отца, патриотка, человек с добрым сердцем), ПетрIII (негативная оценка), Екатерина II, войны с Турцией (Екатерина – великая императрица, присвоение Крыма – знаменательная дата в истории нашей страны, гордость.), Павел Первый (в целом негативная оценка /самодур/, хотя в его поступках можно найти и благородные порывы), Ломоносов (великий ученый, просветитель) | Время правления Елизаветы названо в романе эпохой Ломоносова. Это время расцвета наук и искусств. Более мягкий нрав Елизаветы способствовал процветанию. Автор не высокого мнения об уме Елизаветы, но отмечает, что ее окружали умные люди, патриоты своего отечества. После Елизаветы и каратковременного неумелого правления Петра III на престоле оказывается Екатерина II, чье царствование было ознаменовано блестящими победами русской армии и флота, присвоением Крыма. |
Россия, 19 в. | Рылеев (пример человека, в котором гражданин был выше поэта), декабристы (истинные патриоты России) | Патриотические свободолюбивые порывы общества XIX в. - декабристов (Рылеева) были вдохновлены традицией XVIII в. (Волынский) |
Россия, 20 в. | Революция 1917 года (положительная оценка революции, которая уничтожила голшитинскую династию, царствовавшую в России) | Автор пишет о положительной роли революции в судьбе страны. Свержение монархии – важный шаг на пути к прогрессу. |
Общая концепция | Главное, по мнению автора, это патриотизм, любовь к своей родине, ее защита от внутренних и внешних врагов. Именно поэтому он отчасти оправдывает жестокости Ивана Грозного, Петра Первого и Екатерины II. Для него правление Анны Иоанновны является самым позорным и ужасным в истории России, в первую очередь, потому, что никто в руководстве не думал о благе и процветании страны. Это гибельный путь. Отсюда столько симпатий к Елизавете и Екатерине II, при которых развивалась отечественная наука и росла мощь России. В последующие столетия общество делало новые шаги к свободе, итогом которых стала революция 1917 г. |
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Островский А.Н. | Гроза |
Островский А.Н. Гроза // Островский А.Н. Пьесы. М.: Эксмо, 2008 [1] С.785-879. 880 с. |
Драма | М.В. Ломоносов | Россия, XVIII . |
Фабула |
Действие пьесы разворачивается в волжском городе Калинове. Молодая девушка Катерина, недавно вышедшая замуж за Тихона Кабанова, оказывается в новой семье под гнетом порядков старой русской жизни, которые ревностно охраняет ее свекровь Марфа Кабанова (Кабаниха) - Тихон боится матери и не в силах защитить жену. Другой молодой человек Борис – вынужден во всем потакать своему дяде, калиновскому купцу Савелу Дикому в надежде получить бабкино наследство после совершеннолетия. Катерина и Борис полюбили друг друга и во время отъезда Тихона из города стали встречаться, этой связи активно способствовала Варвара – сестра Бориса. Вскоре после возвращения Тихона, Катерина, мучимая совестью признается в своем преступлении семье, Бориса Дикой отправляет из города в далекие сибирские края, Катерина кончает жизнь самоубийством, Тихон обвиняет во всем случившемся мать. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, 14-16 вв. | Литва (давний противник Руси) | Литва – древний противник Руси |
Россия, 18 в. | Ломоносов (гений из народа), Державин (большое значение для русской культуры) | Русский народ восприимчив к русскому культурному наследию и сам рождает такие выдающиеся таланты как М.В.Ломоносов |
Россия, 19 в. | Российская власть (власть в провинции на стороне разбогатевшего купечества, а не народа). Российский народ (свойственна религиозность, душевная чистота, патриархальность нравов, но заложник стереотипов и устаревших представлений о жизни), дворянство (далеко от народа, вступает в антагонизм с ним), купечество (ограниченный и невежественный класс), рекрутская повинность (антигуманная, тяжелая повинность), иезуиты (ругательное слово, резко отрицательная оценка в народе). | В укладе русской жизни сочетаются религиозность и душевная чистота, с одной стороны, и глубокая нравственная пустота и пороки с другой. Последние особенно устойчивы поскольку освящены традициями патриархальной старины – эпохи, когда человек не имел воли. Впрочем, и теперь его воля подавляется – невежественным и варварским обществом и властью, которая не только не защищает бедных, но и грозит, например, такими карами, как солдатчина. Однако, жизнь все равно наступает: прогресс развивается, границы между сословиями постепенно стираются (несмотря на огромную пропасть между ними) и сопротивление «иезуитским» порядкам сторонников старины. |
Общая концепция | Россия развивается по пути нравственного прогресса, к свободе и к культуре, которую осваивает народ. Враги прогресса - сторонники старины, видящие врага в нововведениях и внешнем мире (Литва, иезуиты) и находящие поддержку у власти, которой народ собственно безразличен. |
Таблица 1.
Автор |
Название | Выходные данные цитируемого издания/электронный адрес | Жанр | Ключевые локальные объекты памяти | Ключевые основные объекты памяти |
Булгаков М.А. | Белая гвардия |
Булгаков М.А. Белая гвардия: Роман. Спб., издательский дом «Азбука- Классика», 2008. 320с. |
Роман | Смута, Петр I, Емельян Пугачев, А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г., Октябрьская революция, А.С. Пушкин | Россия, 18 в., Россия, 19 в., Россия, 20 в. |
Фабула | События разворачиваются в Киеве в конце 1918- начале 1919 г. Основные герои романа – братья Алексей и Николай Турбины, их сестра Елена. Семейство Турбиных и их окружение (муж Елены Тальберг, сосед Лисович, друзья семьи Машлаевский и Шервинский, дальний родственник Лариосик) оказываются захваченными бурными политическими и социальными событиями революционной эпохи, в ходе которой ведут себя по-разному. Расчетливый Тальберг предает Елену и бежит с немцами от Петлюры, Турбины же и большинство людей их круга пытаются оказать сопротивление нашествию беспощадных и безжалостных петлюровцев (Алексей при этом тяжело ранен), но безуспешно, будучи преданными гетманом и штабными офицерами; с каждым днем жизнь в Киеве становится все страшнее. |
Таблица 2. Объекты исторической памяти
Основные объекты исторической памяти |
Локальные объекты |
Историческая концепция |
Россия, русская интеллигенция | Русская культура [Пушкин, «Капитанская дочка», Л. Толстой, «Война и мир», Бунин, «Господин из Сан‑Франциско», Достоевский, Ломоносов, Надсон] (классическая русская литература лучше всего помогает охарактеризовать сложившуюся в стране ситуацию; русская классическая литература оказывала огромное влияние на формирование взглядов интеллигенции) | Русская интеллигенция живет в мире Пушкина и Достоевского, Толстого и Бунина, который рушится и который она хочет сохранить вместе с старым бытом. Однако большинство интеллигенции (в основном по взглядам социалистической) вместе со всей элитой общества бежит от реальной жизни, от народа, от борьбы и этот мир рушится под звериными ударами петлюровцев – обезумевших мужиков, прикрывающих свой грабеж и насилие идеологией украинского национализма. |
Россия, 18 в. | Петр I (великий государь), Полтавская битва 1709 г. (нелюбовь украинцев к Петру I, разбившему Мазепу под Полтавой), Мазепа (глубокие корни украинского национализма связанные с этим человеком), Пугачевщина (страх перед революционной ситуацией в стране, начало которому было положено ещё восстанием Пугачёва) | Уже в XVIII в. в России были беды, наносивший удар русскому государству – украинская «самостийность» и мужицкие бунты, беды актуальные и в начале ХХ в. |
Россия, 19 в. | Отечественная война, 1812 г. [Бородинская битва] (пример славы и гордости русского оружия) | XIX в. – время славы русского оружия, добытой под сенью самодержавной монархии, объединявшей отечество |
Россия, 20 в. | Первая мировая война (тяжелое испытание для народа), Революция (ужас революции, беспомощность и эгоизм интеллигенции, осознавшей спасительность самодержавия, только почувствовав результаты революции на собственном горьком опыте), Гражданская война (ужасное, жестокое время), НиколайII (император – символ монархии, который не имел права сложить с себя власть), Петлюра (явно отрицательный персонаж, которому был отдан Киев на растерзание), Родзянко (негативная оценка). | Начало ХХ века – время страшных испытаний: разрушение монархии, объединявшей Родину – император Николай II не имел права отрекаться. Россию ослабляют и внешние враги (занявшие двусмысленную позицию союзники и немцы) и внутренние – украинские националисты, петлюровцы, но главная опасность – большевики, которым не может противостоять старая безвольная элита и интеллигенция, приближается конец старой России. |
Общая концепция | Русское государство ведет историю с глубокой древности, будучи способным сохранять единство только под сенью самодержавной власти. С ее упразднением в общество приходит хаос и ужас апокалипсиса, старая элита без монарха оказывается неспособной защитить свой мир от массы, зараженной сепаратистскими, националистическими и коммунистическими идеями. |
Отечественная война 1812 г., А.В. Суворов, Е.И. Пугачев, Екатерина II, А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Петр I, В.И.Ленин, Иван Грозный, Александр Невский, Смута
Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Екатерина II, Иван Грозный, Петр I, Смута
А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, В.И. Ленин, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, Николай II, Отечественная война 1812 г., Петр I, Ф.М. Достоевский, М.И. Кутузов
В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная войны, Смута, Александр Невский, М.И. Кутузов
Петр I, М.В.Ломоносов, Александр II, Е.И. Пугачев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Отечественная война 1812 г.
В учебнике излагается курс русской истории с древнейших времён до конца XIX в. Авторы курса - видные отечетсвенные историки, специалисты по отечественной истории до ХХ века. Общий тон учебника - государственно-патриотический. В учебнике содержится информация по интересующим нас объектам исторической памяти, таким как А. С. Пушкин, А. В. Суворов, Александр II, Александр Невский, Д. И. Менделеев, Е. И. Пугачев, Екатерина II, Иван Грозный, Л. Н. Толстой, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Отечественная война 1812 г., Петр I, Достоевский Ф. М., Смута.
Учебник А. А. Данилова для 7 класса общеобразовательных школ посвящен истории России XVII-XVIII вв, написан с госудрсвенно-патриаотических позиций. Основные объекты памяти здесь Петр I, Екатерина II, Смута, Пугачёв Е. И., Ломоносов М. В.
Иван Грозный, Александр Невский, Смута, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Петр I, Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Екатерина II, Л.Н. Толстой, Николай II, Е.И. Пугачев, Александр II, А.В. Суворов, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., М.И. Кутузов
Сайт http://russiahistory.ru представляет собой просветительский проект, основанный в 2013 году и посвящённый истории России. На главной странице сайта представлена схема, посредством которой осуществляется навигация по сайту. Сайт содержит следующие основные рубрики: Классические лекции, библиотека, эпохи, Российский исторический словник, фото и иллюстрации. Каждая из рубрик подразделяется на ряд более узкоспециальных составляющих. Самые обширные рубрики: Библиотека, Фото и иллюстрации. Строго научным данный проект назвать нельзя. Наряду с работами профессиональных историков на портале рамещены работы Э. Радзинского. Информация на сайте предствалена в текстовом и визуальном форматах. Цветовая гамма исполнения - бело-голубые тона. Благодаря большому количеству таблиц и схем по истории, сайт может быть полезен школьникам и студентам.
Сайт https://www.istmira.com представляет собой портал по истории России и мировой истории. Он выполнен в белом и голубом цветах и разделен на блоки по хронологии исторических событий. Имеются подразделы по мировым войнам, истории России и истории Беларуси, а также по биографиям известных исторических личностей: военных и политиков, писателей и поэтов, художников и музыкантов, врачей и ученых. Практически каждая статья сопровождается видеороликом. Кроме того на портале имеются географические карты регионов, исторические и старинные карты, планы городов в высоком разрешении, раздел "Загадки истории" и прочее.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 года, Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Основные объекты памяти: Россия, XIII в.; Россия, XVI в.; Россия, XVII в.; Россия, XVIII в.; Россия, XIX в.; Россия, XX в.
"Википедия" - крупнейшая и старейшая онлайн-энциклопедия представленная на всех языках мира. Существует возможность правки статей пользователями, при сохранении контролирующей роли администраторов.
Локальные объекты памяти: А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Александр II, Александр Невский, В.И. Ленин, Великая Отечественная война, Д.И. Менделеев, Е.И. Пугачев, Екатерина II, И.В. Сталин, Иван Грозный, Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута, Ф.М. Достоевский.
Портал "История мира" содержит материалы по всеобщей истории. При этом на сайте отсутсвуют какие-либо обширные курсы по тому или иному периоду в истории регионов мира. Сайт представляет своего рода фрагментарный набор по истории случайных сюжетов из истории. Это могут быть войны, может быть история отдельного города (Царского села, например). На сайте не очень удобный поиск, что усложняет работу с его материалами. Среди интересных нам объектов исторической памяти на сайте есть следубщие: А. В. Сувовров, Александр II, Екатерина II, И. В. Сталин, М. В. Ломоносов, Николай II, Октябрьская революция, Отечественная война 1812 г., Петр I, Смута.
Сайт создан рабочей группой вологодских историков. Основное наполнение сайта - материалы, относящиеся к истории России из академической "Всемирной истории" в 10 тамх (М., 1955-1965). Среди интересующих нас объектов исторической памяти присутствуют следующие: Пушкин А. С., Александр Невский, Ленин В. И., Екатерина II, Сталин И. В., Толстой Л. Н., Ломоносов М. В., Кутузов М. И., Отечественная война 1812 г., Достоевский Ф. М.
Памятник открыт в 1832 г. В 2011 г. был отреставрирован.